Экспертное мнение по законопроекту №601732 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ и ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

31 января 2019 года в ТПП РФ состоялось обсуждение законопроекта №601732 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли).

Учитывая важность законопроекта, предприниматели из более 60 регионов Российской Федерации, в числе которых Саратовская, Воронежская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Нижегородская и Ленинградская области, Чувашская Республика, Республика Дагестан,  Ставропольский край, были подключены через видеоконференц-связь на площадках территориальных ТПП и высказывали свои предложения и замечания. Участие представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, экспертов и предпринимателей позволило провести профессиональное конструктивное обсуждение данной законодательной инициативы.

Принятие законопроекта по регулированию нестационарной и развозной торговли весьма значимо, т.к. позволит создать правила для большого числа российских предпринимателей. Согласно данным Росстата в 2017 году торговой деятельностью занимаются 57 % субъектов малого предпринимательства. В реестре МСП находятся более 6 миллионов предприятий, из которых 5 771 626 представляют микро бизнес, малый бизнес 250 758 компаний.

Принимая во внимание, что нормы данного законопроекта, по мнению бизнеса, позволят существенно улучшить ситуацию в сфере нестационарной и развозной торговли, предпринимательское сообщество активно поддерживает его принятие с учетом высказанных предложений.

Департамент развития предпринимательства обобщил поступившие предложения и замечания в таблице поправок к законопроекту. Данная  таблица поправок предназначена для использования в работе для поддержания единой позиции ТПП РФ по данной законодательной инициативе.

Все высказанные предложения обобщены и направлены в Правительство, Государственную Думу и Совет Федераций. Министерство промышленности и торговли РФ, как автор данной законодательной инициативы, открыто к обсуждению и готово рассмотреть все предложенные изменения. Законопроект о совершенствовании регулирования нестационарной и развозной торговли в РФ может быть принят до апреля 2019 года, в связи с этим предлагаю всем предпринимателям активно подключиться к его обсуждению.

Единый свод поправок в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»


(в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)»

Статья

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Комментарии

Статья 2, пункт 11

 

Специализация нестационарного торгового объекта и

мобильного торгового объекта — ассортиментная специфика, при которой ВОСЕМЬДЕСЯТ или более процентов общего количества всех позиций перечня предлагаемых к продаже товаров, представленных на витринах,

прилавках, выставленных в визуально доступных для покупателя местах,

или перечня предоставляемых по прейскуранту услуг составляют товары

(услуги) одной группы.

Специализация нестационарного торгового объекта и мобильного торгового объекта — ассортиментная специфика, при которой ПЯТЬДЕСЯТ или более процентов общего количества всех позиций перечня предлагаемых к продаже товаров, представленных на витринах, прилавках, выставленных в визуально доступных для покупателя местах, или перечня предоставляемых по прейскуранту услуг составляют товары (услуги) одной группы.)

Считаем, что закрепление понятия специализации в предлагаемой редакции, повлечет ограничение прав хозяйствующих субъектов, что в конечном итоге приведет к закрытию бизнеса. К примеру, нестационарные торговые объекты, торгующие прессой, будут вынуждены закрыться, в связи с тем, что выживают они на реализации иной не профильной продукции.

 

Статья 3, пункт 6

 

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие розничную торговлю с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов или оказывающие услуги общественного питания (бытовые услуги) с использованием объектов общественного питания (объектов по оказанию бытовых услуг), не связанных прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям

инженерно-технического обеспечения, на основании договоров или разрешительных документов, указанных в абзаце первом настоящей части, имеют право на заключение договора на размещение таких

объектов без проведения торгов по истечении срока действия соответствующего договора или разрешительного документа при условии соответствия таких объектов требованиям к внешнему виду, к предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов, а также к внешнему оформлению мобильных торговых объектов, предельным габаритам, типам и категориям транспортных средств, используемых для осуществления развозной торговли, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

(в редакции настоящего Федерального закона), на день заключения договора на размещение таких объектов.

«Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие розничную торговлю с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов или оказывающие услуги общественного питания (бытовые услуги) с использованием объектов общественного питания (объектов по оказанию бытовых услуг), не связанных прочно с земельным участков вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования по состоянию на 1 марта 2015 года, в том числе договоров или разрешительных документов, указанных в абзаце первом настоящей части, имеют право на заключение договора на размещение таких объектов без проведения торгов в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона или по истечение срока действия соответствующего договора или разрешительного документа при условии соответствия таких объектов требованиям к внешнему виду, к предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов, а также к внешнему оформлению мобильных торговых объектов, предельным габаритам, типам и категориям транспортных средств, используемых для осуществления развозной торговли, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), на день заключения договора на размещение таких объектов или на дату утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования.»

Данная мера позволит:

Соблюсти в законопроекте требования статей 19, 35 Конституции Российской Федерации и исключить ущемление (дискриминацию), защитить права субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, у которых к моменту его вступления в силу отсутствует договор аренды земельного участка или договор на право размещения нестационарного торгового объекта, а иного разрешительного документа, предусматривающего право размещения указанного объекта, кроме схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования, не имеется.

Статья 10.1, пункт 2, абзац 2.

В законопроекте используется терминология (термины), регулирующие градостроительную деятельность в области строительства объектов капитального строительства, такие как «документы территориального планирования, правилам землепользования и застройки», «правила землепользования и застройки».

 

Использование приведенных терминов в законопроекте не учитывает особенности осуществления предпринимательской деятельности с использованием НТО, которые не имеют прочной связи с землей и не относятся к объектам капительного строительства.

 

Статья 10.1, пункт 5, абзац 2.

 

Статья 10.1, пункт 5

Содержит конкретный перечень случаев отказа включения в схему размещения торговых объектов, из которых, цитируем: «если такое размещение создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц»

 

Данный пункт является необоснованным, дает основания для избыточного административного регулирования.

Статья 10.1, пункт 11

«Органы местного самоуправления вправе установить перечень случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях»

Убрать данный пункт из законопроекта

Целесообразно на федеральном уровне установить исчерпывающий перечень оснований, когда публичные слушания не проводятся, либо установить обязательность проведения публичных слушаний во всех случаях во избежание нарушения прав предпринимателей и граждан.

Статья 10.1, пункт 14

Места размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, расположенных в границах земельных

участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц (на праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве безвозмездного пользования, или на праве

пожизненного наследуемого владения, или по договору аренды), подлежат включению в схему размещения торговых объектов

по заявлениям заявителей, в которых указывается предполагаемое место

размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, его вид

и площадь.

Убрать данный пункт из законопроекта

Данные положения противоречит Конституции, Гражданскому кодексу РФ, разъяснениям Верховного суда РФ и ограничивает права собственников по распоряжению принадлежащим им имуществом.

Данным положением, наличие торгового места в схеме, придается статус разрешения на начало ведения торговой деятельности, что по своей природе не соответствует задачам регулирования порядка размещения НТО. Здесь в противовес действующему законодательству вводятся дополнительные ограничения для начала торговой деятельности.

Статья   10.2, пункт 3, подпункт 6

«Запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта».

Убрать данный пункт из законопроекта

Предложенная Правительством РФ редакция противоречит Конституции, Гражданскому кодексу РФ, разъяснениям Верховного суда РФ и ограничивает права собственников по распоряжению принадлежащим им имуществом в период действия договора, то есть создает дискриминационные условия в отношении нестационарных и мобильных торговых объектов

Статья 10.2,

пункт 3,

подпункт 9

«Возможность расторжения договора на размещение в случае неисполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, обязательства по осуществлению в нестационарном или мобильном торговом объекте торговой деятельности (оказанию услуг общественного питания или бытовых услуг) в течение пятнадцати календарных дней подряд при наличии вины (умысла или неосторожности) такого хозяйствующего субъекта.»

Убрать данный пункт из законопроекта

Следует учитывать, что расторжение гражданско-правового договора возможно лишь по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а именно по соглашению сторон, в судебном порядке или в связи с существенным изменением обстоятельств. Кроме того, непонятно, как данное положение может быть практически реализовано.

Статью 10.2.

пункт 7

«Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет и дополнительно однократно на новый срок, соответствующий сроку прежнего договора на размещение, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора»

 

«Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет. Продление договора возможно на новый срок, соответствующий сроку прежнего договора на размещение, без проведения торгов при соблюдения хозяйствующим субъектом существенных условий договора на размещение.»

В качестве решения данной проблемы предлагается возможность неоднократного продления срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта при отсутствии нарушений хозяйствующим субъектом существенных условий договора или заключения договора на неопределенный срок.

Статья 10.2.

пункт 8

«Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок определяется по результатам оценки рыночной стоимости права на размещение, проводимой субъектами оценочной деятельности по заказу органа местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности»

Дополнить данный пункт разработанными базовыми критериями, которые должны использоваться при проведении оценки стоимости права на размещение НТО

 

Статья 10.2, пункт 10

подпункт 2 подпункт б)

«неоднократного (повторного) нарушения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение либо установить исчерпывающий перечень конкретных оснований для одностороннего расторжения договора по инициативе органа местного самоуправления.

Убрать данный пункт из законопроекта

 

Статья 10.5., пункт 1

«В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, если схемой размещения торговых объектов предусмотрено такое компенсационное место.»

Дополнить данный пункт следующим:

Хозяйствующий субъект может самостоятельно предложить новое компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта при условии соответствия предложения хозяйствующего субъекта требованиям, установленным законодательством к месту размещения нестационарных торговых объектов. В случае, если место размещения будет соответствовать всем необходимым нормам, такое место размещения включается в схему и предоставляется хозяйствующему субъекту для осуществления торговой деятельности в пределах срока действия договора на размещение или иного договора.

 

 

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //