25 лет Мособлдумы: Андрей Голубев рассказал, как появилась современная подмосковная социальная политика

25 лет Мособлдумы: Андрей Голубев рассказал, как появилась современная подмосковная социальная политика

В продолжение интервью с депутатами Мособлдумы об истории подмосковного права Андрей Голубев, председатель Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики рассказывает про эволюцию законодательства области в сфере социальной поддержки граждан.

Какие задачи решали первые законы о социальной поддержке в Московской области?

Первый этап становления системы социальной политики региона был сложным и решал прикладные задачи – ответить на вызовы 90-х годов.  К  1993 году вся сложившаяся ранее система социального обеспечения граждан рухнула, а в результате экономических преобразований снизился уровень жизни населения, снизилась рождаемость и резко возросла смертность, возник огромный разрыв в уровне доходов, выросла безработица.

В 1995 году были приняты основные федеральные законы о мерах социальной поддержки, которые на региональном уровне реализовывали законы Московской областной Думы. Ежегодно принимались программы адресной помощи малоимущим гражданам. Московская область и тогда отличалась новациями, которые получали позитивную оценку на федеральном уровне – в 90-е годы удалось создать сеть социальных учреждений по обслуживанию инвалидов, престарелых, детей.

Социальная поддержка тогда формировалась как отдельное направление работы с профессионалами.

Как долго продлился этот период?

К 1998 году в целом сформировалась региональная система социальной защиты населения, решающая поставленную задачу — помочь малоимущим гражданам адаптироваться в суровых реалиях 90-х. Можно было задуматься о её совершенствовании, но кризис 1998 снова вернул систему к решению узких задач «социального призрения». Хочу отметить, что система социальной защиты Подмосковья справилась с новым вызовом, в том числе и на законодательном уровне.

В Московской области в этот период был принят ряд основополагающих «социальных» законов. Его особенностью стала устойчивая тенденция передачи государственных полномочий на муниципальный уровень.

Когда удалось перейти к решению стратегических задач?

С начала 2000-х. с 2002 по 2005 год в Московской области было принято 17 законов и 10 Постановлений Правительства, устанавливающих размеры и определяющих условия оказания мер социальной поддержки гражданам региона. Регион стал активнее брать социальную нагрузку на себя. С 2002 года был введен в действие областной Закон «О размере государственной социальной помощи в Московской области», который обеспечивал соблюдение прав малообеспеченных жителей региона на получение социальной помощи, а в 2005 за счет средств бюджета Московской области меры социальной поддержки оказывались более чем 30% жителей региона (более 40 категорий граждан). Был сформирован социальный регистр льготных и других категорий граждан, в который включено около 2 млн.человек.

Стабильно увеличивалась доля средств, выделяемых из бюджета Московской области на финансирование мероприятий по социальной защите населения. Так, если в 1997 году на эти цели было выделено 162,96 млн.рублей, или 1,8% от всех расходов бюджета Московской области, то в 2005 году расходы на социальную политику были запланированы в размере 15,2 млрд.рублей, или 18,4 %.  Следующий этап был уже с середины 2000-х.

Что тогда произошло?

Начало реформам в социальной сфере Российской Федерации положил Федеральный закон от 22 августа 2014 года №122-ФЗ. Дело в том, что Существующая система социальных обязательств не решала свою основную задачу – льготы были «размыты» по 200 категориям граждан и при кажущейся числовой масштабности – свыше 1000 наименований социальных выплат, льгот, преференций, их эффективность и «ощутимость» для почти 100 млн.человек претендующих на их получение, практически сводилась к «нулю».

В целях реализации 122-ФЗ был принят целый ряд законов Московской области. Впрочем, Московская областная Дума выступала и в роли законодательного новатора.

Расскажите подробней.

Подмосковье стало одним из немногих субъектов Российской Федерации, которые еще в 2007 году до введения указанной нормы на федеральном уровне принял решение о доплате к пенсиям до уровня прожиточного минимума. Её получило  почти 500 тысяч человек.

В Московской области были закреплены основные элементы механизма осуществления права граждан на жилище через предоставление жилых помещений по договору социального найма, а также был осуществлен переход на денежную форму компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных расходов.   А после принятия в 2006 году закона «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», неоднократно увеличивались: единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка, ежемесячные пособия детям, детям-инвалидам, студенческим семьям, с детьми, отдельным категориям студентов, единовременное пособие супругам к юбилеям их совместной жизни.

Законодательное обеспечение социальной политики в Московской области стало приоритетом в деятельности Московской областной Думы. За последние 10 лет вносились изменения в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», регулярно повышались ежемесячные компенсационные выплаты существующим категориям льготников, устанавливались меры социальной поддержки новым категориям граждан.  Регулярно осуществлялись выплаты ветеранам войны и труда, участникам Битвы за Москву и жителям блокадного Ленинграда, которые также с 2010 года получили право на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и 50% стоимости коммунальных услуг. И это в дополнение к аналогичным мерам социальной поддержки, установленным на федеральном уровне. Предоставлено право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

В 2010 году установлены льготы по тарифам на проезд учащихся на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении. Расширены категории получателей мер социальной поддержки по обеспечению отдыхом и  оздоровлению детей.

Усилены региональные меры социальной поддержки многодетных семей. Так, принят областной Закон, устанавливающий компенсацию стоимости одежды обучающихся детей из многодетных семей.

Уже нынешним созывом Московской областной Думы в конце 2016 года  увеличен размер единовременного пособия при рождении ребенка в два раза.

Всё это привело к комплексной системе социальной поддержки, которая сегодня существует в Подмосковье.

В чём она выражается?

Сегодня Московская область является лидером по числу льгот, дополнительных видов социальной поддержки населения  для многодетных среди других субъектов Российской Федерации, предоставляя им почти 30 мер соцподдержки.

Число многодетных семей в Подмосковье за период с 2012 по 2018 год увеличилось с 27 тысяч до 64 тысяч, то есть больше, чем в 2 раза.

Московская областная Дума в этот же период законодательно обеспечила основу для решения современной задачи лидерства региона в создании «Доступной среды» во всех сферах жизнедеятельности человека, приняв 18 «ведомственных» законов.

Всего с 2007 по 2016 год, в период совершенствования новой системы социальной защиты принято 222 закона и 83 постановления Правительства Московской области, обеспечивающих эффективную работу системы социальной защиты региона. Финансирование системы социальной защиты населения по годам также оставалось приоритетом в бюджете Московской области, подчеркивая его социальный характер.

Кстати, с 2013 года значительно увеличились расходы  бюджета области  на социальную сферу. На социальную политику в бюджете 2018 года выделено более 89 млрд. рублей. Из них непосредственно на дополнительные социальные выплаты, льготы и меры социальной поддержки направлен каждый «десятый» рубль доходной части бюджета региона.  А проектом бюджета на 2019 год каждый пятый рубль выделяется на социальную сферу.

За 2 года работы Комитета действующего созыва принято более 50 законов, совершенствующих систему социальной защиты Подмосковья. В итоге, на сегодняшний день система социальной политики охватывает 2,45 млн. наших граждан или каждого третьего жителя Московской области.

Какие изменения ждут социальную сферу Подмосковья в ближайшее время?

Все наши актуальные задачи сформулированы Указами Президента Российской Федерации. Мы планируем и дальше расширять адресную помощь. Так, в ближайшее время Московской областной Думой будет принят закон о выплатах гражданам, которые ухаживают за инвалидами первой и второй группы на дому.

Поделится

Выделить текст

Перегрузить страницу

Переслать материал на почту

Сообщение

25 лет Мособлдумы: Андрей Голубев рассказал, как появилась современная подмосковная социальная политика http://www.mosoblduma.ru/Press_centr/news/item/265437/

Электронная почта

Отправить


Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //