На заседании Комитета по вопросам образования, культуры и туризма депутаты поддержали федеральный законопроект о совершенствовании практической подготовки обучающихся.
Сегодня в законодательстве существует понятие «практическая подготовка», которое широко используется в документах о медицинском, педагогическом, техническом образовании. Однако оно недостаточно раскрыто.
«В законопроекте впервые дано определение «практической подготовки», которое охватывает профессиональное высшее и среднее образование. Это очень важно – современное обучение нельзя представить без практической подготовки. Это требования рынка», — комментирует Алексей Мазуров, заместитель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма.
Помимо этого, в законе впервые вводится понятие «сетевой формы практической подготовки» — когда получить профессиональные навыки обучающийся может за пределами образовательной организации.
«Было много претензий со стороны проверяющих органов к учебным заведениям. Дело в том, что ВУЗы, колледжи функционируют на основе лицензии, где указан адрес организации, по которому и должно вестись обучение. Но практика проходит за его пределами – в школах, музеях, детских садах, на предприятиях. Были случаи, когда за такое нарушение накладывался штраф. Предложенный законопроект устранит этот пробел», — рассказал Мазуров.
Как отметил депутат, в законе предлагается механизм реализации «сетевой формы»: между учебным заведением и место прохождения практики заключается договор, преимущественно, на безвозмездной основе. Таким образом, ВУЗы и колледжи могут осуществлять практическую подготовку студентов и не нарушать действующего законодательства. Это просто необходимо в связи с поставленными в Московской области задачами.
«Сейчас в Подмосковье уделяют особое внимание профессиональным навыкам выпускников. Например, перед нами ставится задача довести объём практически занятий для будущих педагогов до 12 месяцев за 5 лет обучения. Сейчас у нас действует норматив в 8 месяцев, а было – 4. Кроме того, с 1 сентября в силу вступают новые образовательные стандарты, которые радикально увеличивают время на практику», — сообщил Алексей Мазуров.
В Московской области такие требования уже реализуются. Например, в Государственном социально-гуманитарном университете практика начинается с 1 курса: студенты проходят подготовку по работе в школе, детском саду, внеклассной работе в оздоровительных лагерях, организации уроков. В конце обучения помимо государственной аттестации, студенты сдают экзамен по требованиям WordSkills, где Московская область является одним из лидеров.
Алексей Мазуров отметил, что в случае принятия федерального законопроекта, изменений на региональном уровне не потребуется: «Это должна быть уже внутренняя работа колледжей и высших учебных заведений, пересмотр собственных программ».