История цвета от Айвазовского до Фалька

{"type":"MBR_ENVIRONMENT"}

Один из самых интересных и современных музеев Московской области «Новый Иерусалим» 28 сентября открывает выставку «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья». Проект объединяет 90 работ из 11 подмосковных музеев и галерей — это русская живопись ХVIII–XX веков. Список имен внушительный: от Айвазовского, Поленова и Верещагина до Фалька, Гончаровой и Бурлюка. Увидеть такое уникальное собрание картин в одном месте можно будет впервые.

фото: ru.wikipedia.org

«Кураторы проекта проделали большую работу и собрали в одном месте признанные шедевры живописи. С гордостью скажу, что все представленные полотна находятся в коллекциях наших подмосковных музеев. Грядущая выставка в «Новом Иерусалиме» просто обязана побить рекорды посещаемости. Уверена, экспозиция вызовет интерес не только у жителей Москвы и Подмосковья, но и у соседних регионов, а также иностранных гостей», — заявила вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова.

«В рамках этого сборного проекта мы представляем в нашем музее знаковые произведения со всего подмосковного региона, в том числе ключевые экспонаты своей собственной коллекции. В результате посетители, познакомившиеся с выставкой, смогут в полной мере оценить все богатство и многообразие художественного наследия Московской области. Я думаю, это еще и хорошая возможность показать, что такие масштабные выставки столь высокого уровня с успехом могут принимать не только столичные музейные площадки», — сообщил «МК» генеральный директор музея Василий Кузнецов.


Робер Лефевр. «Портрет княгини М.Ф.Барятинской с дочерью Ольгой». Фото: Новый Иерусалим

Все 90 картин очень разные, как, впрочем, и сами художники. Например, Иван Айвазовский всю жизнь писал море — список его работ насчитывает более 6000 картин. А вот Василий Верещагин как-то признался, что хотел писать только солнце, он был им очарован, но после того, как впервые попал на войну, художник посвятил свое творчество предостережению человечества от страшной трагедии, в которую выливаются все военные конфликты. Он писал свои работы, основываясь на личных впечатлениях от боевых действий, поэтому, наверное, они настолько эмоциональны.

Совсем иной мир мы видим на полотнах Василия Поленова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова — это знакомые с детства пейзажи, одного взгляда на них хватает, чтобы в душе поселилось спокойствие и умиротворение.

А вот новый поворот — художники-авангардисты Роберт Фальк, Наталья Гончарова, импрессионист Константин Горбатов, модернист Филипп Малявин жили в неспокойные времена, на стыке эпох, поэтому и картины их, несмотря на яркую гамму красок, вызывают смешанные чувства — и восторг, и тревогу. Так почему же картины таких разных художников оказались на одной выставке, что стало композиционным звеном экспозиции?


Владимир Маковский. «Портрет девочки».

По словам Жанны Алейниковой, куратора проекта и директора Серпуховского историко-художественного музея, который также представил свои экспонаты на выставку «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», картины будут объединены в экспозиционном пространстве по цветовому признаку. Это позволит посетителям взглянуть на них по-новому, оценить весь спектр и разнообразие художественного наследия русских художников.

«Возьмем, к примеру, красный цвет. В пейзаже Айвазовского это небольшая терракотовая точка — фигурка притягивающая взгляд зрителя в глубину полотна, где открывается вид на Ялту. В то же время в портрете Малявина смеющейся красной девицы — это доминирующий звучный народный акцент. Детали того же цвета, но очень благородного оттенка мы видим и на парадных портретах XVIII века и, наконец, драматичный крик красного в работах художников-авангардистов. Мы постараемся обратить внимание посетителей на то, что, возможно, они раньше не замечали», — говорит Жанна Алейникова.

Путеводителем по выставке, представляющей шедевры коллекций подмосковных музеев, станет цветовой круг. Еще в XVII веке вопрос возникновения цветовой гаммы занимал умы многих ученых, они стремились упорядочить различные цвета, определив каждому из них свое место. В основу теории легла идея цветового круга, которым сегодня пользуются все художники. Выделяются основные цвета: красный, синий, желтый — их никаким образом нельзя получить, зато путем их смешивания, образуются новые оттенки.

«Цветовой круг стал отправной точкой в концепции нашей выставки. Мы хотим показать нашим посетителям не просто отдельные работы, но целую живописную историю с многообразием оттенков и смыслов», — рассказывает Жанна Алейникова.


Василий Суриков. «Портрет старика».

Среди представленных работ будут не только широко известные картины, но также экспонаты, которые до сих пор мало кто видел. В частности, любители русской живописи смогут познакомиться с несколькими картинами, переданными музею «Новый Иерусалим» из конфискованной коллекции Жанны Булах, бывшей жены экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова. Среди них такие шедевры, как «Портрет девочки» Владимира Маковского, «Сосны на берегу залива» Ивана Шишкина и «Портрет старика» Василия Сурикова.

Еще одна изюминка музейной экспозиции — там будет создана отдельная мультимедийная зона. Посетители смогут сами создать художественную картину с помощью интерактивной световой проекции, которая способна реагировать на движения человека, кроме того, там можно будет знакомиться с шедеврами на специальном тач-столе.

Особое внимание организаторы выставки уделили людям с ограниченными физическими возможностями и особенностями развития, им в помощь создана специальная инклюзивная и социальная программы. Например, для незрячих и слабовидящих посетителей подготовили тактильные рельефы и специальные этикетки с нанесенным шрифтом Брайля, которые рассказывают о ключевых экспонатах.


Иван Шишкин. «Сосны на берегу залива».

Инвалиды по слуху смогут воспользоваться адаптированными экскурсиями с сурдопереводчиком. А социальная программа, рассчитанная на посетителей с особенностями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра, содержит краткий рассказ с иллюстрациями, позволяющими самостоятельно посетить музей и ознакомиться с выставкой в комфортном для этих людей режиме.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», являющийся крупнейшим культурным центром Подмосковья, всего за несколько лет стал столицей музейной жизни региона. Здесь уже прошли выставки всемирно известных художников, таких как Левитан, Пикассо, Дюрер, Кустодиев, Фальк, знаменитых изделий Фаберже и многих других. Новая выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья», которая развернется в 8 залах и займет площадь 1200 метров, станет еще одним подарком для ценителей прекрасного искусства. Она продлится до 29 марта 2020 года.

Адрес музея: Московская область, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1. Справки по телефону: +7(498)314-02-36.

Сайт: njerusalem.ru


Филипп Малявин. «Смеющаяся девочка». Фото: Новый Иерусалим

ЦИТАТА

Андрей ВОРОБЬЕВ, губернатор Подмосковья:

«Мы уделяем большое внимание развитию музея «Новый Иерусалим». Стараемся каждую экспозицию делать более полной, насыщенной, интересной, познавательной. И мы видим, что музей становится все более популярным, поэтому всех приглашаем в Подмосковье».

СПРАВКА «МК»

Среди участников выставочного проекта федеральные, региональные и муниципальные музеи Московской области: «Новый Иерусалим», Серпуховский историко-художественный музей, музей-усадьба «Архангельское», музей-заповедник «Абрамцево», музей-заповедник «Коломенский кремль», Химкинская галерея имени С.Н.Горшина, музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И.Тютчева, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Московской духовной академии, Мытищинский историко-художественный музей, а также музей-заповедник «Дмитровский кремль».

90 ШЕДЕВРОВ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ:

Иван Айвазовский

Наталья Гончарова

Михаил Нестеров

Виктор Васнецов

Василий Верещагин

Иван Шишкин

Роберт Фальк

Константин Горбатов

Василий Поленов

Алексей и Константин Коровины

Филипп Малявин

и другие

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //