«После перелома и разрыва связок ценил каждый матч». Футболист, которому плевать на деньги

Четыре истории про альтруизм Алана Смита, самого невезучего британского форварда нулевых.

«Лидс» и проценты

В 18 лет Алан забил первым же касанием в АПЛ – пострадал «Ливерпуль», а дело было на «Энфилде». В 20 лет Смит довел «Лидс» до полуфинала Лиги чемпионов, а сам по пути закинул семь штук. В 22 парень из Йоркшира угостил покером «Маккаби» – естественно, все это случилось в ЛЧ. В 23 его признали лучшим игроком «Лидса». На следующий год – опять.

Он аплодировал трибунам после всех матчей, а в интервью обещал никуда не уходить – особенно к врагам из «Манчестер Юнайтед». Фанаты прощали ему красные карточки, а он прощал туповатому руководству безнадежную трансферную политику: в начале тысячелетия «Лидс» продавал игроков (например, Рио Фердинанда) за десятки миллионов евро, но деньги уплывали к владельцам, а не в клубный бюджет.

История закончилась логично и трагично: весной 2004-го «павлинов» засосал Чемпионшип. Прощаясь с Премьер-лигой, Алан вытирал слезы и целовал эмблему «Лидса» – агент форварда заранее пообещал, что Смит останется в команде и вытащит ее обратно. Правда, боссы йоркширцев об этом не знали и объявили теневой аукцион на трансферном рынке. Сначала Алана чуть не купил «Ньюкасл», а потом в офис «Лидса» подъехал Дэвид Гилл из «МЮ» и привез предложение на 9 миллионов евро.

Смит был в растерянности, но быстро понял, что другого шанса не будет. «Дьяволы» накрутили ему достойную зарплату, и он согласился на контракт.

Фанаты «Лидса» тут же прокляли форварда, но они не знали главного. По договору с «павлинами» ему полагался процент от собственного трансфера – речь шла о 1,5-2 миллионах евро. Смит без разговоров простил эти деньги. Когда у него спросили, почему он так поступил, страйкер пожал плечами: «Это мой любимый клуб. Я болел за него в детстве. Я не мог допустить, чтобы он исчез».

Фонд помощи молодым талантам

В «МЮ» Смиту просто не повезло: он заколотил «Арсеналу» в дебютной игре, но потом получил несколько мерзких травм и присел на скамейку – в атаке бегали Ван Нистелрой и Руни. Тогда Ферги нашел для Алана место в полузащите – коуч планировал, что блондин плавно сместится из атакующей зоны в центральную, а оттуда – в опорную, вместо психа Роя Кина.

Сначала мысль сэра Алекса реализовывалась довольно успешно: в первом сезоне Смит вонзил десять голов, несмотря на все повреждения и должность треквартисты. В середине второго манкунианского сезона Алан приехал на «Энфилд» и спокойно сидел на скамейке, пока «дьяволы» уступали «Ливерпулю» 0:1. Чтобы перевернуть игру, Ферги выпустил Смита. Тот недолго побегал, а потом подставился под удар Йона-Арне Риисе со штрафного. Матч продолжился, но ненадолго: вскоре все игроки склонились над Аланом и в ужасе просили докторов быть пошустрее.

Смит жесточайше сломал ногу, порвал связки и выбыл на 15 месяцев. «С тех пор я ценил каждый матч. Я знал, насколько был близок к завершению карьеры. А еще я понимал, что больше никогда не буду тем же игроком», – признался форвард.

Во время восстановления Алан мог озлобиться, набрать вес или просто спиться, но от алкоголя он отказался еще в юности, а за питанием следили клубные диетологи, которые навещали Смита раз в неделю. Его характер тоже не изменился: вместе с агентом они основали фонд помощи молодым спортсменам. Суть заключалась в следующем: ребята в возрасте от 12 до 16 лет получали гранты на поездки на заграничные соревнования, причем футболист оплачивал перелеты не только детям, но и сопровождающим. Приоритетными направлениями стали теннис и гольф, но периодически Смит спонсировал молодежь из других видов спорта. Все происходило анонимно – Алан не светился и только спустя год рассказал о проекте.

Аскетизм в «Ньюкасле»

В 2007-м Фергюсон честно признался Смиту, что тот не тянет: был выбор между скамейкой и «Ньюкаслом». Алана не волновали деньги, поэтому он согласился на понижение зарплаты в 1,5 раза (со 100 тысяч евро в неделю до 66) и прибыл на «Сент-Джеймс Парк». Там ждали мажора с крутой тачкой и новейшим смартфоном, а увидели скромного полузащитника с потертой Nokia и автомобилем, купленным еще во времена «Лидса». Ему дарили BlackBerry и iPhone, но Смит отказывался от презентов – говорил, что не хочет быть рабом вещей.

Алан не забил ни одного мяча за «Ньюкасл», потому что действовал в опорной зоне, но фанаты «сорок» запомнили не только его игру. Едва перейдя в новый клуб, бывший игрок «МЮ» основал программу стипендий для спортсменов в возрасте от 12 до 24 лет. Каждый месяц Смит выделял 11 тысяч евро на закупку оборудования и экипировки для малообеспеченных, но старательных ребят из Ньюкасла. Сотрудник клуба тех времен анонимно сказал, что для Алана благотворительность была важнее любой личной роскоши.

Бесплатные матчи

После «Ньюкасла» Смит побывал в «МК Донс», получил тренерскую лицензию, а сейчас практикуется в «Ноттс Каунти», иногда выходя на поле в качестве футболиста. Узнать Алана крайне сложно: щуплый блондин превратился в длинноволосого шатена с раскачанной грудью. На переговорах с «Ноттс» он сразу сказал: «Мне не нужны деньги, я хочу играть в футбол и получать тренерский опыт».

В итоге Алану выделили символическую зарплату – меньше, чем у молодых футболистов. Смит уверяет, что такой расклад его полностью устраивает, а как только ему становится грустно, вспоминает, как выигрывал чемпионат Англии с лучшим клубным менеджером в истории.

Другие тексты Павла Городницкого:

Репродукция. Как Мирча Луческу перезагрузил Александра Кокорина

Крепостной театр. Что не так с детскими боями в Чечне

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //