Действительно ли крутящий момент важнее мощности

Крутящий момент более важен, чем лошадиные силы.

 

На что только не идут автопроизводители, пытаясь заставить нас приобретать свою продукцию. Один из примеров маркетинговых хитростей, это информация о мощности автомобиля, которая традиционно выражается в лошадиных силах. Откройте любую брошюру в автосалоне, или описание того или иного транспортного средства на официальном сайте автопроизводителя, и вы сразу увидите мощность машины. И, как правило, эта информация всегда выносится маркетологами на первый план.

 

Таким образом, нас за долгие годы приучили, что чем больше лошадиных сил (л.с.), тем лучше. Но на самом деле мощность автомобиля не играет главной роли в его характере. Пришло время развеять все мифы, которые создали автопроизводители. Давайте наконец узнаем окончательно, что важней лошадиная сила (л.с.) или крутящий момент (НМ)?

 

Давайте для начала поймем, что же это за такой критерий оценки характеристики, который работает по принципу «чем больше, тем лучше». Такое сравнение вещей пришло к нам еще с ранней истории человечества. Подобное сравнение, например, использовалось в древние времена, когда основной деятельностью человека являлась охота. То есть в те далекие времена люди считали, чем больше добыча или любая другая пища, тем она лучше. С тех пор эта привычка отпечаталась в нашем подсознании так глубоко, что в современном мире люди, до сих пор, приобретая что-то новое, хотят купить все самое большое.

 

К примеру, многие из вас горят желанием приобрести фотоаппарат или видео камеру с самым большим количеством мегапикселей, хотя в этом нет смысла. Или мы мечтаем купить самый мощный смартфон, большинство функций которого нам не нужны.

 

То же самое касается коробки передач и двигателя. Ведь многие мечтают купить автомобиля с максимальным количеством цилиндров и количеством передач в трансмиссии, считая, что с такими агрегатами транспортное средство будет лучшим во всем. 

 

То же самое касается и показателя мощности автомобиля, которая выражается традиционно в лошадиных силах. 90 процентов людей при ознакомлении с автомобилем почти всегда в первую очередь интересуются его мощностью. Дело в том, что все мы знаем, что мощность вносит свой вклад в динамику ускорения, влияет на максимальную скорость и на многие другие показатели автомобиля. В итоге автопроизводители стараются делать акцент именно на этот показатель в своей продукции, заставляя нас думать, что лошадиные силы это самое главное в автомобиле. 

 

На что только не идут автомобильные компании, чтобы убедить нас, что именно мощность важна в любом автомобиле. Вы обратили внимание что, как правило, чем больше лошадиных сил, тем дороже стоит машина? Самое удивительное, что часто одна эта же модель с одним и тем же двигателем, за счет разницы в мощности стоит значительно дороже. Хотя на деле мощность была увеличена лишь только за счет другого программного обеспечения работы двигателя и впрыска топлива. Фактически переплатив за более мощный автомобиль, мы часто получаем ту же машину, за исключением показателя лошадиных сил. 

 

Так почему же многие автомобили, представленные на авторынке, имеющие фактические одинаковые силовые агрегаты и одинаковую мощность, ведут себя на дороге по-разному? Вы когда-нибудь задумывались над этим? Действительно, если вы протестируете несколько схожих по характеристикам автомобилей с одинаковым количеством лошадиных сил, вы почти всегда заметите разницу в мощности. Не редко когда автомобиль, например, с мощностью 75 л.с. ведет себя гораздо уверенней на дороге, чем скажем, машина мощностью 110 л.с. И это, несмотря на то, что оба автомобиля могут иметь одинаковый вес, размеры и т.п. О чем это говорит? Конечно, о том, что мощность это не главный показатель в характеристиках транспортных средств. 

 

График по оси Y указан в киловаттах (кВт)

 

Перед тем как продолжить наш подробный рассказ, мы должны отметить важный момент. В нашей статье не идет речь о мощных дорогих суперкарах, двигатели которых имеют большую мощность даже на холостом ходу, что позволяет за рулем этих автомобилей в мгновение ока оказаться на орбите земли, как только вы слегка прикоснетесь к педали газа. Сегодня речь об обычных автомобилях, которыми пользуются большинство людей во всем мире для ежедневных поездок. Именно в этой категории автомобилей разница от 10 до 15 л.с. считается значительной и ощутимой для динамики машины. 

 

И так давайте представим, что вы собрались приобретать новый автомобиль, с которым не знакомы и не имеете опыта его вождения. Как вы перед покупкой узнаете характер двигателя автомобиля?

 

Определенно вы не должны смотреть на его показатель мощности, выраженный в лошадиных силах, который указывается в рекламных брошюрах автосалона. Помните, что этот показатель конечно не бесполезен, но, тем не менее, количество лошадиных сил в двигателе, этот лишь один из факторов который влияет на конечную мощность и динамику машины. 

 

Во-первых, как правило, автопроизводители в рекламных материалах к любому автомобилю указывают пиковое значение мощности, доступное в определенном диапазоне оборотов двигателя. То есть количество лошадиных сил означает общий потенциал двигателя. Производитель, указывая в технических характеристиках мощность, имеют в виду, что эта мощность доступна только при определенных оборотах силового агрегата, а также при условии, что педаль газа нажата в пол. 

 

 

Давайте посмотрим на типичный 1,6 литровый рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель (в данном случае не имеет значение, какой он марки и кто его произвёл).

Этот двигатель имеет мощность в 110 л.с., которые согласно техническим характеристикам, доступны при 5800 оборотах двигателя в минуту. Заметьте что это количество оборотов двигателя уже близко к критичному значению, перейдя за рамки которого двигатель выйдет из строя (как правило, в двигателях объемом 1,6 литра красная зона оборотов двигателя расположена около 6,000-6,500 об/мин). 

 

О чем это говорит? О том, что для того чтобы выжать из машины все 110 л.с. вам необходимо будет раскрутить двигатель как минимум до 5800 об/мин. На практике эти обороты вам будут доступны только при максимальном обгоне на дороге или если разогнаться на скоростном шоссе, выше максимально разрешенной.

Но даже если вы раскрутите машину до указанных оборотов двигателя, для того чтобы получить максимальную мощность, вам будет не комфортно в салоне, поскольку ваш 1,6 литровый мотор будет издавать очень громкий шум и неприятный рев, даже если ваша машина имеет качественную шумоизоляцию.

 

То есть, фактически, раскручивая машину до максимальных оборотов, вы заставите двигатель работать на пределе. Вот пример графика замера мощности 1,6 литрового четырехцилиндрового не турбированного бензинового двигателя при определенных оборотах силового агрегата:

 

График по оси Y указан в киловаттах (кВт)

 

Да, двигатель на низких оборотах звучит более менее нормально. Но в маломощных моторах, на низких оборотах не доступно большое количество лошадиных сил. Например, на примере вышеуказанного графика, при 1500 оборотах двигателя в минуту доступно только 26 л.с., при 2000 об/мин только 38 л.с. и при 3000 об/мин только лишь 61 л.с. Что это означает на примере 1,6 литрового четырехцилиндрового не турбированного мотора?

 

По сути, если вы используете машину в городе, то это означает, что в большинстве случаев вы управляете машиной мощностью не более 70-80 л.с., поскольку, как правило, при эксплуатации машины в городе обороты двигателя не превышают более 3000-3500 об/мин. А судя по графику при таких оборотах двигателя ждать от машиной большой мощности не стоит. 

 

Теперь давайте возьмем для примера другой более маленький двигатель. Например, бензиновый двигатель объемом 1,2 литра с турбиной. Теоретически силовой агрегат имеет мощность в 105 л.с. Этот мотор по сравнению с 1,6 литровым не турбированным чувствует себя намного более живым и динамичным для повседневной езды в городе.

 

Например, при 1500 оборотах двигателя в минуту 1,2 литровый мотор выдает мощность в 38 л.с., при 2000 об/мин уже 51 л.с., а при 3000 об/мин силовой агрегат может выдавать мощность в 74 л.с.

Видите разницу между мощностью двух двигателей? И это с условием сравнения обычного мотора объемом 1,6 литра и маленького 1,2 литра. Удивительно, не правда ли?

 

График по оси Y указан в киловаттах (кВт)

 

Вы заметили, что на наших графиках есть не только показатель мощности и оборотов двигателя? На всех графиках есть еще один показатель — крутящий момент, который обязательно должен присутствовать для замера мощности и возможностей двигателя. Без этого показателя вы никогда не сможете узнать о характере и потенциале силового агрегата той или иной машины. 

 

Для того чтобы понимать такие графики не надо быть ученым и специалистом. Здесь все просто. Вот что вы должны знать, чтобы уметь интерпретировать подобные графики. 

 

На горизонтальной оси (Х) указаны обороты двигателя (которые увеличиваются слева направо). По вертикальной оси (Y) слева обозначение мощности. Справа сила крутящего момента двигателя. 

Как видите в итоге с помощью замеров специальным оборудованием можно увидеть, на что способен любой двигатель. Дело в том, что замеряя как работает двигатель, специальное оборудование строит график изменения мощности и крутящего момента двигателя по мере повышения оборотов работы мотора. 

 

На графике можно увидеть, как взаимосвязаны показатели лошадиных сил и крутящего момента между собой. Диаграмма замера крутящего момента дает вам более полное представление о характере двигателя автомобиля. График также дает вам визуальное представление, в каком диапазоне ваш двигатель является достаточно мощным, а в каком он слабее. 

 

Правда с научной точки зрения, если вы хотите более подробнее узнать на что способен ваш автомобиля, то помимо исследования мощности и крутящего момента необходимо также сопоставлять замеры с текущей передачей, включенной на трансмиссии. Дело в том, что любой крутящий момент доступный в автомобиле, передается в итоге на колеса. Но правда крутящий момент проходит через коробку и передач и ряд других элементов автомобиля. В итоге, как правило, крутящий момент теряется из-за силы трения деталей.

 

В среднем этот показатель составляет около 2-3%. То есть сила крутящего момента падает от двух до трех процентов в момент ее передачи на колеса. Количество теряемой силы, конечно, зависит от того какая передача включена на коробке передач и от его конструкции и типа используемого масла.

 

Если вы хотите узнать истинный характер и способности вашего двигателя посмотрите на кривую крутящего момента на графике. Если кривая крутящего момента начинается слишком низко и достигает максимальной силы в середине диапазона оборотов двигателя, то автомобиль не будет тянуть на низких оборотах.

Это означает, что для увеличения скорости, чтобы машина начала ехать быстрее, двигателю будет не хватать силы это сделать быстро. Если же линия крутящего момента начинается на графике достаточно высоко на маленьких оборотах двигателя, то это означает что в вашей машине доступен большой крутящий момент на низких оборотах мотора. В этом случае на низких оборотах автомобиль будет быстро разгоняться, не напрягаясь.

 

Большой крутящий момент, доступный на низких оборотах двигателя, правда еще не говорит о том, что ваш автомобиль будет использовать всю силу для разгона или обгона. Помните, что динамика машины определяется не только графиком крутящего момента, но, а также зависит от передаточных чисел коробки передач. 

Как правило, автопроизводители оснащают маломощные автомобили трансмиссиями с короткими соотношениями передач. В таких автомобилях вы должны чаще переключать коробку для максимально быстрого разгона. Таким образом, автомобильные компании компенсируют маломощность моторов, заставляя машину разгоняться немного быстрее на более низких оборотах двигателя, где, как правило, не хватает мощности и крутящего момента. 

 

 

В этом отношении идеальны дизельные двигатели, в сочетании с трансмиссиями с короткими передачами. Дело в том, что дизельные моторы отличаются хорошим показателями максимального крутящего момента на низких оборотах двигателя. Благодаря этому дизельные автомобили легче преобразуют энергетический потенциал в максимальную динамику на дороге на низких оборотах. 

 

 

Если вы знаете передаточные отношения трансмиссии автомобиля и технические характеристики двигателя (крутящий момент, мощность и т.п.) вы можете получить довольно хорошее представление о фактической движущейся силе, которая передается на колеса автомобиля. Правда, для этого необходимы более сложные вычисления, чем простой обзор графика, на котором изображено соотношение мощности, крутящего момента к оборотам двигателя. Как правило, более сложные показатели крутящего момента доступного на ведущих колесах автомобиля вычисляются инженерами, которые умеют более точно отвечать на вопрос, какой на самом деле реальный крутящий момент доступен в том или ином автомобиле. 

 

К сожалению графики автопроизводителей, не расскажут вам всю правду о потенциале автомобиля, который вас интересует. Ведь все официальные графики построены при условии максимальной нагрузки на двигатель. Так что вы не узнаете, какой потенциал машины при половине используемой мощности двигателя. 

 

Также есть еще немало факторов, которые влияют на реальную динамику машины на дороге. Например, помимо мощности и крутящего момента не маловажную роль играет отзывчивость педали газа. Ведь не секрет, что между нажатием педали газа и реагированием двигателя есть определенная задержка. Именно длина задержки и влияет на отзывчивость педали газа в современных автомобилях.

 

К сожалению, многие современные транспортные средства имеют отвратительный показатель отзывчивости педали газа. Все это связано с современной электроникой, которой напичканы все автомобили нашего времени. Электроника, как правило, применяется, для того чтобы снизить уровень выхлопных газов в процессе работы двигателя внутреннего сгорания.

 

Так к в мире постоянно ужесточаются экологические нормы, автопроизводители вынуждены подстраиваться к экологическим требованиям, производя автомобили, оснащенные различными электронными системами, отвечающими за экологичность. Это в конечном итоге влияет на их надежность, качество и динамичность.

 

К сожалению, все автопроизводители стараются скрыть от нас полные технические характеристики автомобилей, демонстрируя нам лишь только часть данных о машине. Тем не менее, в сети вы найдете немало графиков с замерами крутящего момента и мощности множества автомобилей. Если учесть что количество двигателей в мире существенно меньше количества моделей автомобилей, то вам не составит большого труда узнать реальный потенциал практического любого современного автомобиля, который вы собираетесь приобрести или уже купили. 

 

Так что перед принятием решения о покупке определенной модели автомобиля обязательно посмотрите график исследования мощности и крутящего момента двигателя машины, сопоставив данные друг с другом. Также перед покупкой обязательно закажите длительный тест-драйв машины.

 

Ни в коем случае не довольствуйтесь коротким тест-драйвом в течение 15-30 минут. 

Ваша задача протестовать машину в течение как минимум 12 часов, для того чтобы понять, на что способен автомобиль. За это время вы реально сможете узнать фактически все плюсы и минусы модели. Протестировав автомобиля в том режиме и на тех дорогах, где вы чаще всего будете его эксплуатировать, вы поймете, стоит ли вам тратить деньги именно на это транспортное средство. 

 

Так что если технические характеристики автомобиля вам подходят и графики крутящего момента и мощности вас также устраивают, но при тестировании машины на реальной дороге вы начинаете понимать, что вам не нравится что-либо (например, динамика автомобиля или рычащий неприятный звук двигателя), то советуем вам выбрать другую модель или марку.

 

Ни в коем случае не приобретайте автомобиль, который вам не нравится в душе. Помните, что транспортное средство приобретается надолго, и вряд вы стоит покупать машину, которая будет портить вам настроение и расстраивать. Ведь настроение за рулем это залог вашей безопасности. 

 

И конечно ни в коем случае не смотрите только на мощность, считая, что это самое главное в автомобиле. Также помните, что большой крутящий момент еще не означает, что машина будет иметь динамичный характер. Все зависит от того, на каком диапазоне работы двигателя доступны эти показатели. Также помните, что конечная мощность и крутящий момент, которые поступают на колеса, существенно отличаются, от заявленных в технических характеристиках.

 

Не забывайте, что сила трения в коробке передач, и в других элементах автомобиля, через которые проходит крутящий момент, существенно его снижают. 

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //