К 1 декабря станут известны результаты эксперимента по замене водительских документов их цифровыми копиями. Права и свидетельство о регистрации машины перевели в специальный QR- код, который инспектор ГИБДД сканирует при проверке. Но, как выяснилось, отказываться от бумажных оригиналов всё же пока рано.
Взмах жезла, и машина прижимается к обочине. Процесс привычный и понятный. А вот дальше что-то новенькое: вместо документов водитель достает телефон, а инспектор планшет. "Мы с помощью своего устройства считываем этот код, и информация автоматически грузится в базу данных", – пояснил инспектор ДПС Игорь Иваницкий.
В QR-коде записана информация о свидетельстве на машину и водительских правах. Электронная версия находится в официальном приложении "Госуслуги Авто" и синхронизирована с базой данных ГИБДД. Бумажные документы по сути не нужны. Но в чем смысл?
С точки зрения удобства водителя выгода не вполне очевидна. Для того чтобы предъявить обычные документы, нужно залезть в карман и показать их инспектору. С электронными документами тоже нужно залезть в карман, разблокировать телефон, загрузить приложение, и только после этого все будет работать. Так зачем это нужно?
Отвечают сами водители. Во-первых, права можно забыть, а вот телефон вряд ли. Во-вторых, с QR-кодом действительно быстрее. "Не нужно ждать, пока инспектор вобьет все данные вручную в планшет и проверит, чтобы отпустить", – говорит водитель Александр Суворовцев.
Правда, пока все это эксперимент, и возить с собой документы все же нужно. Объехав десяток патрулей, съемочная группа выяснила, что большинство инспекторов на дороге к цифровизации не готовы. "Не всегда у нас вот эти штуки работают, планшеты. Мы в планшеты базы-то вкачали, но это… в общем", – разводят руками инспекторы.
Желающих предъявить электронный документ тоже немного. А раз нет спроса, нет и предложения.
Эксперимент с цифровыми документами на автомобиль идет уже не первый месяц, и явно буксует. По мнению экспертов, все дело в том, что законодательно электронные права нигде не закреплены.
"Инспектор не обязан смотреть в это приложение и не готов к нововведениям. Для того чтобы это заработало, сначала нужно было поправить законодательство. У нас же получилось, что телега оказалась впереди лошади. Сначала выпустили приложение, а потом будут править законодательство", – пояснил Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.
Тестирование системы продлится до 1 декабря. Если его признают удачным, а цифровые документы закрепят нормативно, то бумажные права и СТС можно будет положить на полку.