В столице началось тестирование Московского центрального кольца (МЦК) — так теперь официально называют самый масштабный строительный проект, прежде известный как Московская кольцевая железная дорога. «МН» попытался выяснить, насколько он нужен горожанам.
В России, как всегда, долго запрягают, да быстро ездят. Строительство МЦК в очередной раз доказало верность этой пословицы: еще полтора года назад о планах создания нового железнодорожного кольца говорили только специалисты, а сегодня работы идут сумасшедшими темпами и днем и ночью. К обещанному сроку — 1 сентября — дорога откроется весьма символически, полноценно построить ее и начать движение меньше чем за год оказалось не под силу даже привыкшим творить чудеса московским властям.
НАДО — НЕ НАДО
Вокруг нововведения не смолкают споры — даже накануне открытия МЦК многие эксперты сомневаются в востребованности нового кольца.
Новое Московское центральное кольцо можно назвать гибридом РЖД и метро. Ездить здесь будут поезда «Ласточка», чьи вагоны разработаны в Германии, но сделаны в городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом. И это чувствуется по досадным мелочам и недоработкам, которых не было в вагонах немецкого производства. Двери между тамбурами здесь открываются так тяжело, что справиться с ними может только крепкий мужчина. Побывавшие на «Ласточке» журналисты немедленно пожаловались на это железнодорожникам, и они обещали дефект исправить.
«Вагоны более чем на 60% российского производства. Остальные 40% — иностранные комплектующие. Задача завода — сократить их присутствие до 20%», — заметил начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО РЖД Максим Шнейдер. Зато здесь есть беспроводной интернет, туалет и даже розетки для подзарядки гаджетов. Чтобы объехать все кольцо, понадобится полтора часа. Поэтому «Ласточки» выйдут с сильно уменьшенным количеством кресел. Должно быть, столичные власти сочли, что в коротких поездках (каждая в среднем 15-20 минут) москвичи смогут и постоять.
За движение и состояние путей на новом кольце будут отвечать РЖД, а заботы о сборе платежей, назначении тарифов и безопасности лягут на плечи метрополитеновцев. Специалисты опасаются как бы не пришлось вспоминать пословицу, утверждающую, что «у семи нянек дитя без глазу».
Пока понятно, что на железнодорожном кольце будут приниматься все типы билетов: «Единый», «Тройка», «90 минут».
«Мы начали монтировать контроллеры зоны прохода — устройства, которые считывают билеты в турникетах. Как только эта работа будет завершена, пассажиры смогут в течение 90 минут бесплатно пересаживаться с МЦК на метро даже на тех станциях, где для перехода с одного вида транспорта на другой придется пройти по улице, — утверждает замглавы Московского метрополитена по стратегическому развитию Роман Латыпов. — Например, мы находимся на станции «Лужники», которая отделена от станции «Спортивная» улицей. Пройдя 100 метров от железной дороги до метро, я смогу приложить тот же билет к валидатору, но поездка не спишется». Все льготы социальной карты москвича, предусмотренные законодательством по проезду на пригородном железнодорожном транспорте, сохраняются.
ЕЩЕ КОНЬ НЕ ВАЛЯЛСЯ
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Лужники» не случайно в первую очередь показывают журналистам. На сегодняшний день он полностью готов принять пассажиров и производит внушительное впечатление. Массивное здание из металла с несколькими эскалаторами и двумя десятками турникетов рассчитано на большой поток пассажиров — рядом находится знаменитый стадион.
Станция «Черкизовская» вошла в список пяти счастливых транспортно-пересадочных узлов, где попасть из метро на «Ласточку» можно не выходя на улицу. Над заново отстроенной станцией метро появится закрытый наземный переход, ведущий на платформу МЦК.
На ТПУ «Владыкино», «Ленинский проспект», «Кутузовская» и «Международная» тоже запланирован теплый переход, и это может стать причиной зависти пассажиров других станций. Например, москвичам с «Войковской», для того чтобы перейти с нового кольца в метро, придется идти по улице, пересекать автомобильную трассу, и никакие удобные тоннели здесь не предусмотрены. От станции МЦК «Измайловский парк» до ближайшего метро «Партизанская» пешком минут 10-15. Вряд ли кому-то придет в голову утверждать, что это единый комплекс.
Удаленность многих станций железной дороги от метро стала главной претензией специалистов. Они сомневаются, что новое кольцо будет заполнено пассажирами. Вдоль этой железнодорожной линии практически нет крупных жилых массивов, она идет в основном через промышленные зоны и лесопарки. Эксперты говорят: для пересадки пассажиров с метро на электричку и снова на метро это кольцо не подходит. Людям неудобно выходить из вагона подземки, затем долго идти пешком, отстоять в любую непогоду на открытой платформе, проехать на «Ласточке» пару станций и снова нырнуть в подземку. Учитывая, что график движения поездов на кольце не самый активный (в час пик — 6 минут, во внепиковое время — 12), выигрыш во времени будет незначительным. Многие потенциальные пассажиры полагают, что куда легче сделать пересадку в привычной подземке.
В среде специалистов звучат голоса о том, что москвичи оценят удобство нового гибридного транспорта несколько позже.
«Мы не ожидаем в первый год пассажиропоток на таком уровне. Проект Московского центрального кольца нужно рассматривать в долгосрочной перспективе», — заметил представитель РЖД Максим Шнейдер. Предполагается, что в первый год нововведением воспользуется не больше 75 млн пассажиров, а потом все 300.
Критикам проекта его защитники напоминают очень похожую историю «Сапсана». Идею скоростного поезда между Москвой и Питером много лет никто не воспринимал всерьез, и даже когда первые составы начали курсировать по маршруту, обещали железнодорожникам полное банкротство. Сегодня «Сапсаны» заполнены пассажирами. Оптимисты утверждают, что любой новый проект люди должны «распробовать», но на это нужно время.
Наталья Пуртова