Попадалось ли вам на АЗС плохое топливо?
Да Нет Не знаю Раньше попадалось, сейчас нет
Голосовать
Результаты
Вот почему нельзя верить дешевым тестерам октанового числа бензина.
Наверное, многие из вас наверняка уже видели в сети не один видеоролик, в которых блогеры проверяют октановое число на известных АЗС страны. К сожалению, большое количество автолюбителей верют подобным ненаучным экспериментам. Некоторые считают, что даже известные сетевые заправки по всей стране продают «откровенный суррогат». Но задумывался ли кто, стоит ли верить подобным экспериментам? Особенно если учесть, что блогеры используют для проверки октанового числа дешевый тестер, который не входит в Государственный реестр средств измерений. О чем это говорит? Ну как минимум что к результатам «народной» проверки заправок нужно отнестись скептически.
Например, в наши дни благодаря многочисленным видеороликам в сети, стал популярный прибор для измерения октанового числа «ОКТИС-2», который скорее относится к бытовым, чем к профессиональным приборам. Тем не менее несмотря на большие погрешности при измерении октанового числа, этот дешевый прибор (средняя стоимость в стране составляет 4 750 рублей) за короткое время стал очень популярный среди огромной армии автолюбителей, которые решили массово проверить качество топлива на заправках страны.
В итоге в сети каждый день появляются новые ролики с «разоблачениями» всех без исключения АЗС. В том числе и сетевых.
Но можно ли верить показаниям данного прибора для измерения октанового числа? Также можно ли с помощью него достоверно установить, что на определенной АЗС отпускается некачественный бензин?
Конечно, нет. Во-первых, дешевый прибор имеет очень большую погрешность замеров. Во-вторых, «ОКТИС-2» не способен проводить тщательный анализ измеряемых данных. Но главное, этот прибор не входит в Государственный реестр средств измерений.
Стоит также отметить что недавно прошли публичные слушания при поддержке государства по вопросу качества топлива в стране. Во время публичных слушаний, специалисты сравнили результаты проверок различных способов тестирования качества топлива. Например, были обнародованы результаты тестирования топлива с помощью тест-полосок. В том числе и результаты дешевых тестеров.
В итоге выяснилось, что результатам как тест-полосок, так и дешевых приборов замера октанового числа верить нельзя.
Более подробно узнать о публичном обсуждении качества топлива в России можно узнать здесь.
Каким же приборам можно верить? К сожалению, на данный момент в нашей стране пока массово не используются простые мобильные устройства для проверки качества бензина и дизельного топлива. Однако недавно в госреестр средств измерений был включен новый прибор проверки качества топлива который может проводить экспресс-тест как бензина, так и дизельного топлива. Речь идет о Российском экспресс-анализаторе качества топлива «ЭЛМЕР-001», который недавно прошел успешные испытания в целях утверждения типа средств измерений.
Что это за прибор и что он может замерять?
Вот официальные технические данные экспресс-анализатора:
- Предназначен для экспресс-анализа качества моторных топлив: автомобильных бензинов и дизельных топлив, на соответствие их требованиям Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
- Определяемые параметры:
- — октановое число
- — цетановое число
- — содержание серы
- — наличие металлов :Pb, Fe, Mg
То есть, как видно из технических данных, экспресс-анализатор качества топлива может не только замерять октановое число бензина, но и способен замерять цетановое число дизельного топлива, содержание в топливе серы и наличия различных металлов.
Так как прибор прошел успешные испытания и был включен в Государственный реестр средств измерений, то его показаниям можно официально доверять.
Кстати, благодаря широкому спектру анализа топлива, экспресс-прибор может выявлять самые распространенные нарушения при продаже топлива на АЗС.
Стоит отметить, что несоответствие бензина, заявленному октановому числу, не самое распространенное нарушение заправок в стране. Чаще всего, по словам экспертов, топливо не соответствует качеству по содержанию в нем серы и различных металлов, которые чаще всего и являются причиной преждевременного износа двигателя в автомобиле.
Как же остро стоит в нашей стране вопрос с качеством топлива? К сожалению, несмотря на существенное улучшение качества топлива на АЗС, в стране по-прежнему с топливом не все хорошо. Напомним, что еще в 2015 году по поручению Президента РФ прошли глобальные проверки АЗС по всей стране. В итоге результаты проверок повергли в шок. На каждой 5-й заправки продавалось топливо, не соответствующее стандарту качества.
Недавно прошла новая волна проверок, по результатам которой эксперты отметили снижение уровня некачественного топлива, отпускаемого на заправках страны. Но по словам главы Росстандарта, Алексея Абрамова, несмотря на улучшение качества топлива в России по-прежнему все еще высокая доля некачественного топлива, которое вредит сотням тысяч автомобилей.
Стоит отметить, что после первой волны жестких проверок АЗС в стране на свет появился грозный законопроект, который в случае утверждения Государственной думой РФ должен ужесточить ответственность заправок за продажу некачественного топлива.
Так, планируется ввести штраф за продажу «суррогата», который может составить до 1 процента от годового оборота компании, которая занимается реализацией топлива. Напомним, что этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении. В скором времени запланировано рассмотрение поправок в административный кодекс во втором чтении.
Стоит отметить, что в продажи некачественного топлива виноваты не только действующие заправки. Нередко когда качественное топливо в буквальном смысле разбавляют с контрафактным суррогатом на нефтяных наливных базах, которые занимаются хранением бензина и диз.топлива.
Как же работает подобная мошенническая схема? Все очень просто. По словам Главы Ростандарта, нефтяные базы сначала закупают топливо на крупных нефте-перерабатающих заводах, которые, как правило, отгружают качественное топливо со всеми соответствующими документами. Затем качественное топливо поступает в хранилище на нефтебазу. Далее, владельцы нефтебаз закупают суррогатное топливо с нелегальных заводов по производству топлива или с маленьких НПЗ.
Дальше качественное топливо смешивается с откровенным суррогатом и с официальными бумагами от крупного нефтеперерабатывающего завода поставляется на АЗС. В итоге на заправку поступает некачественное топливо, в котором часто нет заявленного октанового числа или же оно содержит большую концентрацию серы и различных металлов.
Чтобы предотвратить подобные «хитрости», которые вредят миллионам автолюбителей планируется все нефтебазы в стране обязать проводить проверку, поступаемого на базу топлива, только в аккредитованных лабораториях.
Правда, это будет только первый шаг к улучшению во всей стране качества топлива. Ведь сами понимаете, что в нашей стране на каждую ужесточающую меру государства сразу придумают тысячу способов обмана. Так что нашим законодателям нужно не только думать об ужесточении мер по проверке качества топлива, но и сразу учесть все возможные будущие пути обхода закона предприимчивыми владельцами АЗС и нефтебаз.
В том числе конечно нужно в срочном порядке разработать и пустить в широкую продажу компактные мобильные экспресс-анализаторы качества топлива, которые смогут покупать автолюбители для самостоятельной проверки бензина и дизельного топлива на АЗС.
В том числе нужно внедрить различные мобильные приложения и специальный сайт, где владельцы автомобилей смогут подавать данные о собственных результатах проверки топлива. Кроме того, нужно разработать методологию реагирования на жалобы автолюбителей, которая позволит в короткий срок предпринимать оперативные методы по недопущению реализации суррогатного топлива на АЗС.