Почему включенные поворотники издают щелкающие звуки?

Каким образом поворотники издают щелкающие звуки

Почему включенные поворотники издают щелкающие звуки?

Этот звук не спутаешь ни с чем. Его все знают с детства, даже те, у кого в семье не было автомобиля. Это звук включенного поворотника. Нажатие на рычажок поворотника и салон автомобиля наполняется размеренными щелчками, звучащий в такт миганию зеленой стрелки на панели приборов. Мы все к нему привыкли и относимся как к должному, но знаете ли вы, откуда он исходит и какой хитрый механизм отвечает за его воспроизведение?

 

Предыстория появления современных поворотников

 

Корни этих щелчков дошли до нас из глубины автомобильной истории и появились они в конце 1930-х годов, когда заокеанские инженеры начали применять новомодные в те временя электрические поворотники. Еще раньше на заре повальной автомобилизации, когда плотность потока транспортных средств была не велика автомобилисты, использовали несколько иные способы оповещения о маневре на дороге, одним из видов были странные для современного автомобилиста механические флажки и стрелочки, приводимые в действие механически или при помощи кнопки. Согласно данным из прессы тех лет, такая система была разработана актрисой Флоренс Лоуренс. Флажки выдвигались по требованию и размещались на задней части крыла, со временем перекочевав и в другие части авто, например, в средние стойки.

 

Впрочем, в некоторые изобретатели старались отойти от этого атавизма, но рациональные идеи ввиду некой косности развития дорожной безопасности тех лет не позволили быстро ввести в серию полезное устройство сигнализации. По-настоящему громко щелчки зазвучали в 1930 годах, после реализации Джозефом Беллом идеи мигающего поворотника. И уже в 1939 году бодрое щелк-щелк вовсю донимало водителей и пассажиров Buick Roadmaster.

 

Прогресс пошел живее, за первопроходцем последовали другие производители и в 50-е года поворотники стали обязательным атрибутом любого автомобиля и некоторых других транспортных средств. Это стало требованием закона.

 

С тех пор все новые автомобили начали издавать знакомые нам щелкающие звуки, сигнализирующие о включении поворота.

 

Использование биметаллического прерывателя

Почему включенные поворотники издают щелкающие звуки?

Старые и классические автомобили использовали в электрической цепи включения для передачи тока лампочкам поворотников так называемые биметаллические прерыватели. Принцип работы этих устройств достаточно прост. В прерывателе находится биметаллическая пружина, которая нагревается при подаче на нее тока. Поскольку два металла составляющие пружинку имеют разные коэффициенты теплового расширения при нагреве пластинка будет изгибаться в сторону металла с меньшим тепловым расширением.

 

Как только пластинка отклонится на максимальную величину она вступит в контакт с клеммой, замкнув цепь и отправив ток к сигналу поворотника.

Почему включенные поворотники издают щелкающие звуки?

На фотографии вы можете увидеть большую изогнутую биметаллическую пружину в сочетании с небольшой полоской высокопрочной стали. Как только эта маленькая стальная полоска получает ток, она нагревается, заставляя большую изогнутую стальную пластину распрямиться и замкнуть контакт (отмечено красным).

 

В этот момент нижний контакт (указан оранжевой стрелкой) размыкается, ввиду чего стальная и биметаллическая пластинка остывают, в результате чего они возвращаются в первоначальное положение, при котором нижний контакт замыкается, нагревается, вновь происходит изгиб, активируя тем самым лампочку поворотника и цикл продолжается.

 

Таким образом биметаллическая пластинка изгибается от нагревания и охлаждения, замыкая два контакта из-за чего происходит щелкающий звук.

 

Электронное реле

Почему включенные поворотники издают щелкающие звуки?

Биметаллические прерыватели очень давно уже не используются автопроизводителями, поэтому звук поворотников, которые вы наверняка слушали в своем детстве издавал другой электрический прибор. Скорее всего это было реле, на которое подавался импульс с небольшой микросхемы.

 

Импульсное реле- это по большому счету электромагнит, состоящий из набора катушек, которые создают магнитное поле, когда через них проходит электрический ток. Работает по принципу обычного соленоидного переключателя, электромагнитное поле возникающее в электромагните, притягивает металлический якорь, тем самым размыкая контакты, отключая на мгновения электрический ток от потребителя- лампочки поворота.

 

Как только микросхема перестает отправлять ток на катушку, магнитное поле пропадает, металлический якорь возвращается в исходное положение движимый небольшой пружинкой, контакты вновь замыкаются и загорается лампочка. При этом слышится характерный клик, оповещающий о моменте замыкания цепи.

 

И так, теперь вам стало известно, что классический сигнал поворота производил щелчок при помощи полоски из биметалла, изгибавшейся вперед и назад от нагрева и охлаждается или от стандартного старого электромагнитного реле.

 

А что происходит в современных автомобилях?

 

Как воспроизводят звук поворотника современные автомобили

На современных автомобилях используется совершенно другой подход. На них об отправке сигнала на включение лампочки поворотника отвечает бортовой компьютер, в некоторых случаях молчаливое твердотельное реле (оптореле). А привычный звук теперь имитируется посредством динамиков (бывает, что по какой-то причине, вероятнее всего кратковременный сбой в программе, после включения зажигания звук не воспроизводится и приходится включать поворотники в гордой тишине до перезапуска двигателя), также иногда используется реле под приборной панелью воспроизводящее живой звук.

 

По сути эти щелчки при включении поворотника уже и не нужны, это можно назвать данью старым временам, когда биметаллические пружинки и небольшие электронные реле без устали трудились, создавая фоновую «музыку», без которой мы не уютно чувствуем себя и по сей день. Надеемся эти приятные пощелкивания останутся с нами и в автомобильном мире будущего.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //