Власти впервые договорились о снижении расходов на все три года и распределении приоритетов в финансовом планировании
© Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
МОСКВА, 28 октября. /ТАСС/. Правительство РФ в пятницу внесет в Госдуму проект бюджета на 2017-2019 гг., который с легкой руки политиков и экспертов уже назван «трехлеткой эффективности». Впервые властям, пусть и после долгих споров, удалось договориться о снижении расходов на все три года, правда, пока только и в номинальном выражении, и распределении приоритетов в финансовом планировании. Депутаты, не зависимо от фракций, уже обещают бюджету подробную разборку «по косточкам»: если единороссы говорят о борьбе за выполнение всех социальных обязательств, то коммунисты, ЛДПР и «Справедливая Россия» уверены, что надо менять все приоритеты, обозначенные в проекте бюджета.
В этом году бюджет вносится в Госдуму на месяц позже — до 1 ноября — из-за выборов депутатов, которые пришлись на сентябрь. По мнению аналитиков, отсрочка пришлась очень кстати, поскольку правительство долго спорило по ряду вопросов в бюджете, например, по индексации пенсий и распределению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Несмотря на слухи и споры, правительством было принято решение о возвращении к трехлетнему планированию бюджета, однако идея Минфина заложить новое бюджетное правило уже в этом году была отвергнута. В прошлом году из-за скачков цены на нефть правительство верстало бюджет без бюджетного правила и только на 2016 год.
Согласно проекту бюджета 2017-2019, расходы в следующем году составят 16,181 трлн рублей, в 2018 — 15,98 трлн рублей, в 2019 — 15,96 трлн рублей. Однако проблему дефицита это не решит: он будет снижаться, но не до нуля, а с 3,2% ВВП в 2017 году до 1% ВВП в 2019 году.
Диетический бюджет
Бюджет на ближайшую трехлетку получился одним из самых сложных и жестких за последние 14 лет. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что «бюджетный пирог» в ближайшую трехлетку будет «диетическим». В частности доходы бюджета в отношении к ВВП стабильно снижаются: с 16,2% ВВП в 2016 году до 14,9% ВВП в 2019 году.
МЭР ожидает инфляцию в России на конец года 5,7-5,8%
В МЭР заявили, что спад ВВП РФ в III квартале может составить 0,5%
Медведев доложил Путину о завершении бюджетного процесса в правительстве
Темпы снижения расходов еще выше: с 19,8% ВВП в 2016 году до 16,1% ВВП в 2019 году. Так, в бюджете 2017-2019 годов заложен рост расходов только на образование и охрану окружающей среды, по остальным направлениям расходы будут снижаться. В частности, по разделу «Образование» расходы вырастут с 548,75 млрд рублей в 2017 году до 568,442 млрд рублей в 2018 году и незначительно снизятся до 566,398 млрд рублей в 2019 году. По статье «Охрана окружающей среды» расходы увеличатся с 76,254 млрд рублей в 2017 году до 78,066 млрд рублей в 2018 году и до 79,568 млрд рублей в 2019 году.
При этом традиционно самыми большой статьей остаются расходы на социальную политику (5,075 трлн руб. — 2017 год, 4,958 трлн рублей — 2018 год, 5,049 трлн рублей — 2019 год), по которым как раз и наблюдается сокращение.
«Выполнение в полном объеме всех социальных обязательств является базовым принципом формирования бюджета. Действительно, расходы по разделу «Социальная политика» растут в 2017 году на 9,8% по отношению к 2016 году. Однако если посмотреть 2018 год, то объем средств даже немного снижается — на 2,4% — по сравнению с 2017 годом. Это объясняется единовременной выплатой пенсионерам в январе 2017 года в размере 5000 рублей. В совокупности на эти цели предусмотрено 222 млрд рублей», — объясняет ситуацию в интервью «Российской газете» первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Однако эти доводы не убедительны для коммунистов. «Наши специалисты по бюджетной политике, эксперты-патриоты, депутаты фракции КПРФ в соответствующем комитете в один голос говорят, что документ антисоциальный», — заявил ТАСС первый зампред ЦК КПРФ, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников. По его словам, бюджет «не решает проблемы растущей бедности, он не решает проблемы растущих долгов регионов». «Если не играть процентами и словами, то в реальном выражении там сокращается все, что связано с жизненно важными интересами народа: со здравоохранением, образованием, индексацией пенсий работающим пенсионерам и так далее», — утверждал политик.
Расходы на здравоохранение снижаются с 362,961 млрд рублей в 2017 году до 345,719 млрд рублей. Однако сокращение финансирования здравоохранения из бюджета идет параллельно с увеличением финансирования этой сферы из Фонда обязательного медицинского страхования, которое должно проходить ежегодно.
Перекос на оборону
Доля расходов на медицину, образование и инфраструктурные проекты, заложенная в проекте бюджета России на 2017-2019 гг., недостаточна, уверен экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. Он считает, что остается мало возможностей для маневра в связи с высокими расходами федерального бюджета на оборонный комплекс и социальные расходы. По мнению Кудрина, правительству необходимо повышать эффективность социальных расходов.
«Приоритеты — это, конечно, социальные обязательства, все, что связано с экономикой, поддержкой тех отраслей, продукция которых востребована не только внутри государства, но и за рубежом», — в свою очередь отмечает первый замруководителя фракции «Единая Россия», член профильного комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина.
Безусловным приоритетом при работе над бюджетом для фракции будет выполнение майских указов президента, продолжила Кармазина. Единороссам также важно «то, что касается села и сельского хозяйства, строительства школ, дорог». «Если федеральные дороги привели в чувство, субъектовые — тоже, то городские, муниципальные оставляют желать лучшего», — добавила парламентарий. «Это все, что нужно нашим людям», — лаконично ответила она на уточняющий вопрос о приоритетах. «Также это индексация пенсий и пособий», — заключила Кармазина.
Фракция ЛДПР хотела бы в принципе поменять концепцию экономического развития страны, сказал ТАСС первый зампредседателя комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов. «Мы считаем неверной концепцию, при которой сегодня пытаются увеличением налогов, не меняя налогооблагаемую базу, увеличить бюджет. Она приводит к тому, что экономика останавливается, а бизнес не развивается», — полагает он.
Выжимая доходы
Минфин последние месяцы активно искал возможности для мобилизации доходов в бюджет. Всего эти меры должны принести в бюджет 3 трлн рублей за три года: 831 млрд — в 2017 году, 911 млрд — в 2017 году, 1,041 трлн — в 2019 году. Министр финансов Антон Силуанов неоднократно заявлял, что налоги в России в ближайшую трехлетку повышаться не будут, а главный акцент будет сделан на улучшение их собираемости.
Однако по-прежнему острым остается вопрос повышения изъятий в нефтегазовой сфере. В целом за три года Минфин рассчитывает получить 750 млрд рублей дополнительных доходов с нефтяников: 200 млрд рублей в 2017 году, 250 млрд — в 2018 году, 300 млрд — в 2019 году. Рост НДПИ при добыче природного газа для «Газпрома» принесет в 2017-2019 годах еще 370 млрд рублей — 170 млрд рублей в 2017 году и по 100 млрд рублей в 2018-2019 годах.
Что касается акцизов, то пока Минфин рассчитывает получить через повышение акцизов на нефтепродукты в 2017-2019 гг. 215 млрд рублей: 50 млрд рублей в 2017 г., 75 млрд рублей — в 2018 г. и 90 млрд рублей в 2019 г. Таким образом, доля акцизов в повышении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль планируется на уровне 30%. Впрочем, Минэнерго и нефтяные компании согласились с неизбежностью увеличения фискальной нагрузки на отрасль в 2017 году, но уговорили Минфин вернуться к обсуждению этого вопроса на 2018-2019 годы в следующем году.
Источники доходов бюджета также явно будут подвергнуты критике в Госдуме. Так представители «Справедливой России» уже заявили ТАСС, что фракции не нравится, что «пытаются за счет акцизов на топливо, на табак, на алкоголь и за счет повышения налогов на имущество, то есть опять за счет граждан решить проблему (дефицита — ред.)».
В связи с этим «Справедливая Россия» предлагает «взять деньги на решение проблем дефицита бюджета там, где они есть», в частности, из сырьевых отраслей. «Мы предлагаем экспортерам сырья не возвращать налог на добавленную стоимость, — это полтора триллиона рублей. Мы предлагаем навести порядок в госзакупках и сократить перечень случаев, когда они могут осуществляться у единственного поставщика, — это еще полтора триллиона рублей», — рассказал ТАСС первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. Он полагает, что эти два предложения при их реализации «фактически компенсируют все выпадающие доходы».
Болевые точки
Накануне внесения бюджета в Госдуму депутаты всех фракций рассказали ТАСС, что, на их взгляд, может стать предметами самого горячего спора. Так, представитель фракции «Единая Россия» Раиса Кармазина пояснила, что единороссы будут работать с проектом главного финансового документа страны «как обычно: разбирать по косточкам, смотреть все то, о чем говорили своим избирателям — чтобы это нашло отражение в бюджете».
Коммунисты видят в проекте бюджета «продолжение курса на так называемую «оптимизацию бюджетной сферы», что на деле является синонимом решения вопросов граждан за счет самих же граждан». Иван Мельников заметил, что финансово-экономический блок правительства «не первый раз предлагает бюджетную политику в связке с интересами крупных компаний».
«Наша фракция стремится реализовать иной курс, который заключается в усилении социальной поддержки населения, что приведет к росту платежеспособности, от которой закрутятся все механизмы, ведущие к росту экономики страны», — акцентировал внимание он. Обсуждая проект будущего бюджета, формируя свою позицию, разрабатывая поправки, фракция будет исходить из этого, заключил первый вице-спикер Госдумы.
«Справедливая Россия» в схожем ключе критикует проект бюджета и подготовила конкретные предложения по его оптимизации. «Если основываться на предварительной информации от министра финансов, то нас крайне не устраивают приоритеты, расставленные в этом бюджете», — сказал Валерий Гартунг.
В частности, справороссов «не устраивает попытка решить проблему дефицита бюджета за счет самых обездоленных граждан, которым прежде всего нужна помощь», пояснил он. «Это пенсионеры, бюджетники, это социальный блок — здравоохранение и образование, — утверждал депутат. — Там прежде всего предусматриваются сокращения».
Позиция ЛДПР кардинально другая, чем заложенная в проекте бюджета, подчеркнул депутат. «Нам нужно создавать новые рабочие места, нам нужно увеличить налогооблагаемую базу, нам нужно, чтобы Центробанк отвечал за экономику, а не за мифическую инфляцию», — пояснил он точку зрения фракции.
«Минфин продолжает формировать бюджет, хотя это не его задача. Параметры бюджета должны определять в министерстве экономического развития», — считает либерал-демократ. — До тех пор, пока мы не поменяем подход, благосостояние людей не улучшится».