С 17 марта расширился список полномочий ФНС России
В феврале текущего года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 8-ФЗ “О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” и Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми с 17 марта налоговые инспекторы смогут получать из банков расширенную информацию о клиентах. У налоговой инспекции появилась также дополнительная возможность отказывать в рассмотрении жалоб. Кроме этого увеличился срок хранения документов.
РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМОВ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ БАНКАМИ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ
Налоговые инспекторы и ранее запрашивали в банках информацию о своих клиентах. Однако банки имели возможность отказать в предоставлении информации ссылаясь на ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 (банковская тайна).
С 17 марта 2021 года банки обязаны предоставлять запрашиваемую информацию в течение 3-х рабочих дней с момента поступления запроса от налоговой инспекции. Увеличился и объем информации, которую банки будут предоставлять в налоговую инспекцию в рамках проводимой проверки.
Дополнительная информация, предоставляемая банками в налоговую инспекцию:
-паспорта лиц, имеющих право на получение, распоряжение деньгами, находящимися на счете клиента,
— документы и информация, предоставляемые клиентом при открытии счета,
— доверенности на получение денег и распоряжение ими,
— документы, касающиеся открытия, ведения и закрытия клиентских счетов,
— карточки с образцами подписей и оттиска печати,
— информация о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях,
— информация по отдельным банковским операциям.
ФНС вправе запросить в банке документы в рамках налоговой проверки организации и ее контрагентов, при взыскании налога или в связи с блокировкой счета компании. В том числе они вправе потребовать данные о физлицах, которые не являются индивидуальными предпринимателями, если в отношении них проводится налоговая проверка или, если проверяющие требуют информацию в отношении других проверяемых лиц, с которыми у физлица проводились взаиморасчеты.
Также инспекция может потребовать у банка сведения о любом налогоплательщике на основании запроса иностранного государства, с которым заключены соответствующие международные договоренности. Впрочем, для этого необходимо получить согласие руководителя вышестоящего территориального подразделения налоговой инспекции, в отдельных случаях может понадобится разрешение и самого главы ФНС России.
ОТКАЗ В РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ
Расширился список оснований, на которые может ссылаться налоговая инспекция, отказывая в рассмотрении жалобы. Решение о принятии к рассмотрению или отказе в рассмотрении будет приниматься в течение 5-ти рабочих дней. Компанию или организацию должны уведомить о принятом решении в течение 3-х рабочих дней.
Основания для отказа в рассмотрении жалобы
Имеющиеся основания для отказа | Новые основания для отказа |
— Заявитель нарушил форму или порядок предоставления жалобы. — В жалобе не указали акт налоговой проверки, действие или бездействие инспекторов, которые обжалуются. |
— До принятия решения по жалобе спор был разрешен судом. |
— Заявитель пропустил срок для обжалования. — Отказали в восстановлении пропущенного срока. |
— До принятия решения по жалобе организацию-заявителя исключили из ЕГРЮЛ или ликвидировали. |
— Жалоба направлялась ранее по тем же основаниям. |
— Жалоба не подписана уполномоченным лицом. — Не подтверждены полномочия представителя. |
— До принятия решения по жалобе устранены нарушения прав заявителя. |
— Смерть физлица-заявителя. — При этом права на продолжение спора не могут перейти правопреемнику. |
УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Срок хранения документов бухгалтерского и налогового учета увеличен с 4-х до 5-ти лет. В частности, это правило касается деклараций, регистров, документов, которые подтверждают доходы и расходы организаций и ИП, а также уплату налогов (подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ).
Пятилетний срок для хранения документов бухучета уже был установлен ч.1 ст.29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Такие же директивы содержит и перечень в Приказе Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». Таким образом устранены противоречия, которые имелись в Налоговом кодексе до принятия февральских законов.
Стоит также отметить, что срок хранения документов, в соответствии с которыми исчисляют страховые взносы, составляет 6 лет. (Приказ Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236). В частности, это касается расчетных листков по зарплате, расчетно-платежных ведомостей, оформления сотрудникам лицевых счетов, документов о реструктуризации долгов по налогам и страховым взносам.
Срок хранения первичных документов, по которым формировали первоначальную стоимость амортизируемого имущества, необходимо учитывать с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (письмо Минфина от 16.08.2019 № 03-03-06/1/62257). Если в ходе проверки выяснится, что первичные документы отсутствуют (счета-фактуры, регистры бухгалтерского и налогового учета и т.д.), это будет расцениваться как грубое нарушение правил учета доходов и расходов. В таком случае налогоплательщик может быть оштрафован на сумму до 30 000 руб.
В случае, если из-за нарушения не уплачены налоги и взносы, штраф может составить до 20% от выявленной недоимки, но не менее 40 000 рублей в соответствии с ст.120 Налогового кодекса РФ.