Психологические особенности заикающихся людей.
Согласно МКБ-10, заика́ние — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны.
Актуальность проблемы вызвана сложным с одной стороны, логопедическим дефектом, с другой, оказанием медико-психологической помощи лицам, страдающим этим недугом. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, логофобию, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость. Почти все исследователи проблемы заикания обнаруживают у заикающихся в разной степени выраженную тревожность, опасение, боязливость, страх перед речью и определяют как «типичный симптом заикания». Переживания как форма выражения эмоций и чувств, связываются у заикающихся с наличием речевого дефекта, с трудностями в речевом процессе, с неблагополучием в речевом общении с окружающими, с обидным отношением со стороны окружающих, с неудовлетворенностью собой, своей речью, своими поступками и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться эмоциями, чувствами и состояниями неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, раздражительности, угрюмости, гнева, злобности, частой и сильной сменой настроения и др. экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:
Формирование личности человека в основном происходит в его дошкольные и школьные годы, т.е. когда на него исключительно велико еще влияние родителей и педагогов. И тут оказывается, что и родители, и педагоги часто допускают серьезные ошибки.
Неправильное отношение к заикающимся детям в школе или детском саду ведет и к тому, что они бывают на занятиях малоактивны. Зная урок, они не решаются отвечать по собственной инициативе, не задают вопросов, когда им не полностью ясен материал, и часто отказываются сами отвечать урок. Таким образом, логоневроз – это заболевание, которое оказывает существенное негативное влияние на общее психологическое здоровье и самочувствие человека, его личностное, социальное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Особенно опасно детское заикание, последствия которого могут быть необратимыми. Именно поэтому с данным заболеванием всегда необходимо бороться. Своевременное обращение к квалифицированному специалисту – первый шаг на пути избавления от заикания. Это занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом и лечение у невролога. Если заикание остается, и проявляется во взрослом возрасте, оно может быть симптомом психического расстройства (дисморфобии, шизофрения, психопатии, невротические реакции и др.). Тогда необходима помощь психиатра и психотерапевта.
Применению психотерапии в лечении заикания традиционно всегда придавалось большое значение. Для этого могут быть использованы различные формы психотерапевтического воздействия: рациональная и суггестивная психотерапия (гипнотерапия, внушение в состоянии бодрствования, самовнушение, аутогенная тренировка) и групповая психотерапия. При лечении заикания применяется гипнотерапия, в том числе для достижения катарсиса (Rosen H., 1953; Livingood F., 1958). Из отечественных авторов гипнотерапию при заикании использовали Ю. А. Поворинский (1950), Д. Я. Венгеровский (1955), В. М. Шкловский (1975, 1994) и др. Внушение в гипнозе, подкрепленное логопедическими занятиями и психотерапевтическими беседами, способствует устранению страха речи, который является одним из патогенетических факторов заикания.
Клинический психолог Козубай Ю.В.
«Солнечногорская ЦРБ» психоневрологическое диспансерное отделение