Председатели Комитетов Московской областной Думы продолжают рассказывать о том, как менялось законодательство Подмосковья за 25 лет. Председатель Комитета по экологии и природопользованию Алла Полякова рассказала о развитии права в сфере экологии и о его перспективах.
Какой путь прошла Московская область для становления законотворческих основ в сфере экологии? С какими проблемами пришлось столкнуться?
За 25 лет законотворчества сделаны серьезные шаги, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, для решения задач в сфере экологии. Важнейшей целью экологической политики Подмосковья является достижение минимального вредного воздействия выбросов промышленных предприятий на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение требований природоохранного законодательства, формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования.
В 1996 году решением Мособлдумы «Об обращении с отходами производства и потребления в Московской области» констатирован факт, что на территории региона ежегодно накапливается около 6 млн. тонн твердых бытовых и более 20 млн. тонн промышленных, в том числе токсичных и радиоактивных отходов.
При этом не применялись технологии обезвреживания и переработки отходов. Огромное количество полигонов и несанкционированных свалок (46 и более 200 соответственно) оказывали существенную антропогенную нагрузку на окружающую среду. Еще тогда шла речь о необходимости принятия комплекса мер по строительству новой инфраструктуры и рекультивации отработанных полигонов.
Какие ключевые законы были приняты за это время?
В 2001 году принят Закон Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области». Он регулирует отношения в сфере обращения с отходами.
Решением Мособлдумы в 2004 году «О концепции программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке твердых бытовых отходов в Московской области» поддержана необходимость разработки областной целевой программы развития объектов малой энергетики и комплексов по переработке отходов.
В 2004 году в федеральным законом были внесены изменения, в соответствии с которыми к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ, а также участие в федеральных программах в области обращения с отходами. В связи с этим Московской областной Думой была одобрена Концепция областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы».
Принятый в 2006 году Закон «Об охране окружающей среды в Московской области» определил полномочия органов государственной власти Подмосковья в области охраны окружающей среды и регулирует отношения, связанные с охраной окружающей среды на территории региона.
В рамках выполнения принятых в 2014 году изменений федерального законодательства в Московской области разработана и утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, выбраны региональные операторы по 7 зонам, определенным для их деятельности.
В 2017 году запущен пилотный проект в 13 муниципальных образованиях по раздельному сбору мусора, а с 2019 года проект охватит весь регион.
Сейчас активно идет процесс открытия современных комплексов по переработке отходов. При этом главными критериями для принятия решений являются здоровье и безопасность жителей. Московская область стала первым регионом России, где проблемой обращения с отходами занялись настолько серьезно.
Комитет Мособлдумы по экологии и природопользованию был создан относительно недавно. Чего удалось добиться за время работы?
В Московскую областную Думу поступает большое количество обращений граждан из разных муниципальных образований, относительно экологической обстановки в регионе. Для решения этих задач в 2016 году был образован Комитет по экологии и природопользованию. В его ведении находятся вопросы охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, недропользования, особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, экологического образования и формирования экологической культуры.
Комитетом сделан упор на проведение расширенных заседаний, многие из которых – выездные. Большое внимание уделяется вопросам формирования современной системы обращения с отходами. По итогам выездных мероприятий созданы рабочие группы по вопросам, вызвавшим наибольший общественный резонанс.
Если говорить о законодательных инициативах, то среди них – закон о снижении штрафов за несвоевременное или неполное предоставление отчётности в кадастр отходов. Принят закон, который позволит завершить процедуру постановки на кадастровый учёт всех ООПТ региона.
В настоящее время Комитетом ведется работа над изменениями Закона «Об особо охраняемых природных территориях». Проектом закона исключаются из перечня объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе регионального уровня, материалы комплексного экологического обследования участков, обосновывающие придание этим территориям правового статуса ООПТ регионального значения.
Как обстоит ситуация с развитием особо-охраняемых природных территорий?
В настоящее время в регионе существует 246 ООПТ областного, 4 федерального и 64 местного значения. Среди федеральных ООПТ – национальный парк «Лосиный остров», государственный комплекс «Завидово», Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник, памятник природы «Озеро Киево и котловина».
В планах Московской области создать к 2026 году 45 новых областных ООПТ общей площадью более 600 тыс. га, в том числе 4 природных парка.
В 1998 году была издана Красная книга Московской области. В 2018 году список объектов, занесенных в Красную книгу, был обновлен и в издание, которое планируется выпустить до конца года, будет включено 675 видов 86 из которых – новые.
Какие основные задачи стоят в сфере экологии сегодня?
Основными приоритетами для всех жителей Подмосковья сегодня являются вопросы ликвидации несанкционированных свалок, благоустройства мест проживания, формирование бережного отношения к представителям животного мира и сохранение уникальных водных объектов.
Регион постепенно переходит на систему раздельного сбора отходов. Этот метод позволит снизить нагрузку на мусорные полигоны, так как часть мусора пойдет на вторичную переработку. Тема с каждым годом приобретает все большую актуальность, поскольку полигоны и свалки занимают огромные территории. Только в Московской области для этого требуется 100 гектаров земли ежегодно. Сложившаяся экологическая обстановка требует незамедлительных решений и формирования принципиально нового отношения к данной проблеме. Раздельный сбор – это реальный путь к ресурсосбережению и сохранению окружающей среды, эффективный способ повышения экологической сознательности всех жителей.
Частичное решение проблемы удаления больших объемов регулярно образующихся ТКО предполагается осуществить в рамках Приоритетного проекта «Чистая страна» путем строительства в период с 2018 по 2022 гг. четырех мусоросжигательных заводов в Московской области и одного в городе Казани. Четыре подмосковных завода должны снизить долю отходов, которые направляются на полигоны, на 25%. Предполагается, что суммарно предприятия будут обрабатывать 2,8 млн. тонн отходов в год.
Несомненно, перед областью стоит еще много вызовов, которые нам предстоит решить. И я еще раз призываю всех жителей не оставаться равнодушными, ведь только вместе, сообща мы можем улучшить ситуацию.
Поделится
Выделить текст
Перегрузить страницу
Переслать материал на почту
Сообщение
25 лет Мособлдумы: Алла Полякова рассказала о развитии законодательства в сфере экологии http://www.mosoblduma.ru/Press_centr/news/item/265387/
Электронная почта
Отправить