12 апреля в Московской областной Думе состоялся круглый стол на тему: «Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на общедоступное образование в Московской области». Мероприятие было организовано Комитетом Мособлдумы по вопросам по вопросам образования, культуры и туризма.
К категории детей с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью. Отнести ребёнка к данной категории может только психолого-медико-педагогическая комиссия, которая постановляет, что ему необходимо создать специальные условия получения образования. При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам с созданием специальных условий для обучения только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В Московской области работает 65 таких комиссий (64 территориальных и 1 Центральная — Московской области), в то время как ещё в конце 2016 года их было 60. Также специальные условия для обучения детей-инвалидов создаются в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программ реабилитации и абилитации (ИПРА).
Как отметила заместитель председателя Комитета Марина Шевченко, главной задачей региона в данном направлении является создание системы непрерывного образования на всех уровнях, реализация которой позволила бы особенным детям получать образование и проходить процесс социализации. Для этого учреждения каждого уровня должны иметь специально обученный педагогический состав. Для привлечения таких сотрудников в Московской области предусмотрены повышающие коэффициенты оплаты труда педагогов:
- за реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ (1,996);
- за обучение детей-инвалидов на дому, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (от 4,4 до 4,99);
- за деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников (от 2 до 4).
Однако присутствовавшие на заседании директора образовательных учреждений отметили, что кадровый вопрос до сих пор остаётся одним из наиболее актуальных. Не все педагоги готовы профессионально и морально к работе с особенными детьми. Поэтому необходимо прохождение специализированных обучающих курсов.
Что касается количества детей с ограниченными возможностями, проходящих обучение, то в системе дошкольного образования сейчас обучается 200 детей-инвалидов и более 32 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них созданы условия в 614 детских садах комбинированного и в 46 специализированных детских садах компенсирующего видов.
В системе общего образования в Московской области обучается более 17 тыс. детей с ОВЗ, более 10 тыс. — детей-инвалидов. Для детей с особыми образовательными потребностями (нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра) созданы условия для получения образования в 68 общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ (коррекционных школах), в том числе с круглосуточным пребыванием детей – 39. Из них:
- областных — 5;
- муниципальных – 62;
- частных – 1.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся в школах-интернатах, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. А с применением дистанционных образовательных технологий обучается 697 детей из 234 школ. В государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» объём средств, выделенных на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, ежегодно составляет 33,6 млн рублей. Ещё 800 ребят обучается в детских домах-интернатах.
Одной из проблем инклюзии особенных детей в общеобразовательные школы является организация полной доступной среды. И речь идёт не только о монтаже пандусов на входах в школы. Должны быть расширены дверные проёмы, установлены визуальные знаки на дверях и ступеньках для слабовидящих детей, приобретён «ступенька-ход», произведена реконструкция лестниц, установлены современные ограждения с непрерывными поручнями и оборудованы санитарные зоны для детей-инвалидов.
Кроме того, должна быть обеспечена специальная программно-методическая база, проведена специальная подготовка всего коллектива. Все специалисты — воспитатели, врач, психолог, логопед, дефектолог и т.п. — должны работать на командном принципе.
А одним из главных показателей эффективности данной работы является дальнейшее обучение особенных детей по общеобразовательным программам и их дальнейшая социализация, адаптация в обществе.
Участники заседания отметили, что за последние 3 года ситуация в сфере обеспечения права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования сильно сдвинулась в положительную сторону. Однако всем заинтересованным ведомствам и педагогическому сообществу предстоит ещё много работы.