«Не относитесь серьезно к словам Кости»

Речь Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей до сих пор обсуждается на все лады. Слишком большой резонанс вызвала. Но вот что удивительно: выступающий в том числе призывал к «цеховой солидарности», а эффект получился прямо противоположный — театральное общество раскололось надвое!

Напомним, в своей эмоциональной речи Константин Райкин сказал о цензуре, об идеологическом терроре, о том, что существует опасность возврата к прежним временам…

МАРК ЗАХАРОВ заявил, что корпоративно солидарен с Константином Райкиным в его протесте против цензуры.

«Это был очень доказательный и понятный мне эмоциональный всплеск, — говорит худрук «Ленкома». — Райкин говорил о проблемах, которые так или иначе касаются многих деятелей нашего искусства. Но прежде всего он говорил о театре. Райкин напомнил о демонстративно-хулиганских методах этих самозваных цензоров, которые прикрываются рассуждениями о патриотизме, верности православным ценностям. На самом деле это псевдопатриотические заклинания, которые касаются всех творческих работников театров, галерей и музеев…»

ИОСИФ РАЙХЕЛЬГАУЗ, с одной стороны, поддержал Райкина — действительно, цензуры не должно быть, но с другой — заметил:

«Поэтому Райкин и говорит, потому что можно говорить. Потому что сегодня это не угрожает его жизни и здоровью. Другое дело — в советское время. Я должен сказать, что по сравнению с советской властью сейчас полная свобода. Сейчас мы можем ставить все что угодно».

Театральный продюсер и режиссер ЭДУАРД БОЯКОВ предъявил претензии и к Райкину, и к Захарову:

«Я Райкина уважаю, безу­словно, он не просто выдающийся артист, но и строитель успешного театра. И Путин в «Сатирикон» правильно делал, что приходил. Но как худруки выстраивают отношения с властью — я тоже знаю. Дело ведь до анекдотов доходило типа, когда Лужков подарил театру «Ленком» гостиницу в районе ВДНХ. Не для проживания артистов, а коммерческую.

А вот сейчас Марк Захаров солидарен с Райкиным. Цензура беспокоит… Райкин призывает профессиональное сообщество объединяться и бороться против цензуры. А за что бороться? За то, чтобы не трогали и давали денег? Тогда надо все равно обозначить критерии. И художественные, и идеологические. Вот меня очень интересует, как худруки относятся к Крыму? К запрету абортов? К Донбассу? Это важнейшие вопросы, и не надо говорить, что они не имеют отношения к творчеству. Еще как имеют. Но элита театральная (в большинстве своем) эти вопросы не обсуждает. Ее цензура волнует…»

А вот как прокомментировал эту ситуацию в интервью «Миру Новостей» заместитель председателя СТД ЕВГЕНИЙ СТЕБЛОВ:

— Что вы так серьезно относитесь к словам Кости? Может, у него просто в личной жизни что-то не так? Я думаю, то, что произошло на съезде, — это его гиперреакция на личные проблемы. Ведь художники, знаете, они такие. Да и сам по себе он человек экспрессивный. Вот оттого и выступление такое получилось. Ведь подумайте, какой сегодня может быть идеологический террор? О чем он говорит вообще?

Костя, он же очень успешный человек. Талантливый актер, получил от отца в наследство театр, эффективно руководит им, у него успешная преподавательская деятельность. То есть он человек состоявшийся. Что могло случиться?..

Он говорит: мол, кучки людей, прикрываясь религией, громят выставки, срывают спектакли. Но ведь эти люди не имеют никакого отношения ни к власти, ни к религии. Я не знаю ни одного верующего человека — не важно, какого вероисповедания, — чтобы он пошел крушить выставки. А потом и с чиновниками, и с властью нужно просто уметь договариваться. Нет ни одной проблемы, которую нельзя было бы решить с чиновниками. Это же работа… Ну а кроме всего прочего, наш союз создали еще в 1876 году как Театральное общество. И главная его цель была в просвещении. То есть конфликты с властью — это не наша цель…

Ксения Позднякова

Коммерсантъ/FOTODOM.RU

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //