Победители конкурса «Лучшие учителя» второй год подряд приезжают в Московскую область, чтобы поделиться знаниями и обсудить перспективы системы образования в регионах. Из 1000 лауреатов 48 человек в этом году представляют Подмосковье. Каждый из них разработал уникальную методику преподавания и доказал ее эффективность с помощью своих учеников. О профессиональных секретах они рассказали корреспонденту «Подмосковье неделя».
ПЕСНИ НА КОМИ
Метод учителя музыки красногорской школы № 15 Светланы Кузичкиной на вид очень прост: ее ученики поют на разных языках… народов России.
– Я убеждена, что петь и музицировать может каждый и на любом языке, – говорит Светлана. – Нужно просто «зажечь» человека, раскрыть его личность.
На своих уроках учитель использует комплексно-волновой подход, когда школьные предметы могут вступать в «диалог» между собой.
– Например, если мы изучаем музыку Коми, значит, мы учим их историю, значение слов, их быт, – поясняет педагог. – Если от человека идет эмоциональный отклик на эту информацию, то и песню он выучит за 10 минут.
Единственная проблема – произношение. Но и ее можно решить.
– Мы связываемся и списываемся с представителями различных республик, приглашаем их на школьные фестивали, – говорит Кузичкина. – В 2016 году нас пригласили на юбилей Республики Коми. После выступления люди подходили и спрашивали, как мои ребята так быстро выучили их язык. Разве это не успех?
БЕЗ ТАБУРЕТКИ ИНТЕРЕСНЕЕ
Учитель технологии – это уже не трудовик. Такого принципа придерживается лауреат конкурса из школы № 1 Долгопрудного Сергей Терентьев.
– Учитель технологии – это мощный образовательный ресурс, – уверен Сергей. – Моя цель – технологически грамотные ученики, знающие новинки и тренды мировых технических и технологических достижений.
На своих уроках педагог часто использует 3D-принтер, на котором ребята изготавливают детали для моделей кораблей. Уже в пятом классе его ученики могут собрать робота из деталей Lego и медицинских шприцев, которые используются как пневматические цилиндры.
– Если брать начальные работы, то ребята у меня выпиливают из дерева пистолеты, ножи, томагавки. Никаких табуреток, это уже неинтересно, да и проще намного, – говорит Терентьев.
СНАЧАЛА СТИХ, ПОТОМ ТЕОРИЯ
Учитель русского языка и литературы школы-интерната из Жуковского Николай Лобанов буквально с первых уроков просит своих учеников писать стихи.
– Сначала творчество, потом знания, – говорит он. – И это работает: когда ребята начинают творить, и чувствуют, что что-то не получается, они хотят восполнить эти пробелы в знаниях с еще большей силой. Конечно, чтобы у ребят сразу не опускались руки, это обязанность учителя.
При этом войти к детям в доверие в школе-интернате непросто – контингент сложный, многие росли без родителей или в неблагополучных семьях.
– Поэтому я решил им дать свободу творчества, – говорит Лобанов. – Ребята у меня пишут басни, пьесы и сценарии, которые мы потом ставим на сцене. Многие на злобу дня, очень смелые.
– Подмосковье не случайно выбрали в качестве площадки для проведения конференции, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Вопросам образования у нас уделяется особое внимание. Наши специалисты – наша гордость. Конкурс – еще раз тому доказательство: 48 подмосковных учителей вошли в число лучших педагогов России. Это очень почетно. Будем работать над тем, чтобы ежегодно эта цифра только увеличивалась.
Игорь Писарев