Судостроители освоили технологии XVIII в для создания точной копии петровской «Полтавы»

Судостроители освоили технологии XVIII в для создания точной копии петровской "Полтавы"Работы ведутся три года, планируется спустить корабль на воду летом 2017 года

Судостроители освоили технологии XVIII в для создания точной копии петровской "Полтавы"

Судостроители освоили технологии XVIII в для создания точной копии петровской "Полтавы"

Судостроители освоили технологии XVIII в для создания точной копии петровской "Полтавы"

Судостроители освоили технологии XVIII в для создания точной копии петровской "Полтавы"

Судостроители освоили технологии XVIII в для создания точной копии петровской "Полтавы"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 октября. /ТАСС/. Судостроители в Санкт-Петербурге заново осваивают технологии XVIII века, чтобы построить точную копию любимого корабля Петра Великого «Полтава». Проект достоверного воссоздания 54-пушечного линейного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в петербургском Адмиралтействе в 1712 году, реализует верфь исторического судостроения «Полтава».

«Строительство «Полтавы» идет довольно быстрыми темпами. Работы ведутся три года, и мы планируем спустить корабль на воду летом 2017 года», — сообщил журналистам главный строитель верфи «Полтава» Михаил Плеханов на пресс-конференции, посвященной Дню судостроителя, который отмечается 30 октября. «Корпус корабля завершен на 70%, рангоут на 30%. После спуска понадобится еще шесть — восемь месяцев, чтобы корабль был полностью завершен. Летом 2018 года корабль будет закончен и готов к плаванию», — пояснил он. По словам Плеханова, эти сроки соотносятся с историческими — первая “Полтава” строилась с 1709 по 1712 гг, а в современной Европе аналогичные корабли строятся от семи до 15 лет. «Мы работаем довольно быстро для постройки корабля XVIII века в современных условиях», — отметил судостроитель.

Забыть про современные технологии

Основная проблема, с которой столкнулись проектировщики «Полтавы», — отсутствие исторических чертежей. «Чертежей никаких не осталось. Мы работали с архивными документами, там остались какие-то эскизы», — рассказал главный конструктор верфи «Полтава» Олег Коробкин.

В рукописном отделе библиотеки РАН среди документов из кабинета Петра Великого хранится папка с чертежами первой трети XVIII века, которую условно назвали папкой Федосея Скляева — главного корабельного мастера «Полтавы». В ней есть карандашные наброски проекта безымянного корабля с обозначениями его длины и ширины в футах — 130 и 39. Современные корабелы установили, что это соответствует параметрам «Полтавы». Сохранились также гравюры с изображением петровской «Полтавы», хотя эксперты сомневаются, что на них передано все в точности.

Проводилась работа по анализу сохранившихся чертежей английских и голландских кораблей, по образцу которых в XVIII веке строилась «Полтава». Пригодились документы о том, как снабжалось судно, потому что это позволило уточнить его конструктивные особенности. «Сегодня можно сказать, что корабль примерно на 95% соответствует тому, что было при Петре I», — утверждает главный конструктор.

«Деревянные корабли проектировать намного сложнее, чем металлические», — отметил Олег Коробкин. Даже работа в 3D программах не всегда гарантирует точность совпадения деталей.

«По строительству возникают довольно большие сложности. Элементы корабля большой массы, большого сечения, и не всегда можно предугадать, как они себя поведут. Когда мастера со стапелей приходят и говорят, что деталь не подходит, приходится думать, как это делали наши предки», — рассказал главный конструктор.

Он признался, что «при проектировании «погрешили» в одном: паруса заменили на синтетические». Это сделано для того, чтобы сделать их более долговечными. Изготовление синтетических парусов все равно учитывает старинную технологию — мастера работают по книгам XVIII-XIX веков. Современное швейное оборудование несколько облегчает их труд, но многие этапы обработки парусов приходится осуществлять вручную.

Соблюдение технологий является важнейшим критерием «историчности» постройки.

На постройку корабля идет мореный дуб 200-250 летнего возраста. В XVIII веке на его создание пошло две тысячи деревьев, для новой версии использовано 1800 дубов. Для обшивки используется лиственница. Обработка древесины ведется здесь же — на верфи есть пилорама и специальные приспособления, аналогичные старинным, для того, чтобы придавать деталям нужную форму, соединять их между собой.

История и мифология

Историчность корабля будет соблюдена даже в декоре, который воссоздается по немногим сохранившимся изображениям. Современное оформление не будет полностью совпадать с историческим, но сюжет сохранится. Основной темой аллегорической композиции корабля было прославление победы русской армии над шведами под Полтавой, и эта тема раскрывалась с помощью древнегреческого мифа о Фаэтоне. Этот персонаж ассоциировался у современников с «надменным Карлом» (королем Швеции Карлом XII), низверженным русским царем в Полтавской баталии.

Носовую часть корабля решено украсить фигурой льва, хотя документальных подтверждений о том, какой декор был в этом месте на историческом корабле, нет.

«Полтава» была заложена в 1709 году и стала первым кораблем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Петр I лично принимал участие в его проектировании и строительстве.

Строительство корабля в те времена обошлось казне в 35 тысяч рублей.

«Полтава» создается в музейных целях, в то же время, как отмечают его создатели, «технически оно строится как полновесное судно, способное добраться, например, до Копенгагена или других портов».Парусное оборудование будет полностью функциональным. Корабль будет оснащен системой пожаротушения, оборудован ходовыми огнями, но современной комфортабельной «начинки» там не будет — каюты и все внутренние помещения строятся как XVIII веке.

Петровский корабль прослужил около 20 лет, а потом пришел в негодность из-за гниения дерева и был разобран в 1730-е годы. Сегодняшняя «Полтава» рассчитана на срок службы 150-200 лет. 

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //