«Космос» пожаловал в Ступинский район

Не так давно в подмосковном Ступине, в тамошнем лицее №2, прошла необычная встреча. В гости к лицеистам приехала целая команда ученых из Института космических технологий РУДН.

Профессор Михаил Федоров с коллегами провели в лицее фирменную олимпиаду по естественным наукам — физике и математике. Дело в том, что по инициативе директора института доктора экономических наук, профессора Александра Чурсина, с недавних пор ведущие его сотрудники в рамках специальной программы систематически, образно говоря, сканируют подмосковные школы в поисках талантов.

«Космос» пожаловал в Ступинский район
фото: Наталия Губернаторова

— Для москвичей наш институт находится, что называется, в шаговой доступности, — рассуждает Чурсин, — а если вы живете, к примеру, в ста километрах от научных центров столицы? Иначе говоря, мы не ждем школьника в гости, а сами едем к нему. Мы, если так можно выразиться, ищем новых Ломоносовых.

Начал Чурсин с Домодедова, где у него, кстати, получилась очень живая встреча не только с учениками, но и с их родителями… Затем был Красногорск, другие подмосковные города и веси. Теперь вот Ступино…

Но сразу — занятная закавыка! Дело в том, что всякого рода встречами с представителями ведущих столичных вузов ступинцев-то не удивишь! Тот же лицей №2, например, давно и успешно сотрудничает с Российским химико-технологическим университетом им. Д.И.Менделеева. С 2011 года здесь работает интересная экспериментальная площадка «Первый шаг в науку», которую организовали доцент кафедры химической технологии керамики и огнеупоров РХТУ Мария Вартанян и ступинский преподаватель химии Ирина Букина. Лицеисты не только частенько приезжают в университет, общаются с учеными и студентами, но и работают над собственными интересными проектами. Причем экспериментальную часть проводят непосредственно в лабораториях университета под руководством научных сотрудников. А потом еще и защищают свои проекты!

Как вам, к примеру, тема «Синтез арагонитовой фазы карбоната кальция», которую до тонкостей изучила Татьяна Волобуева? Или «Получение композиционного материала на основе пористой керамики и исследование его свойств»? Автор тот же. Кстати, эта ступинская барышня настолько преуспела в науках, что по итогам минувшего года вошла в топ-100 лучших школяров страны по версии Министерства образования. Вот так-то…

Но тем не менее общение ступинцев с учеными оказалось взаимно интересным. Прежде всего современному серьезному школьнику интересен сам Институт космических технологий. В системе РУДН этот вуз создан сравнительно недавно, но он уже хорошо известен на предприятиях ракетно-космической отрасли. Здесь учат работать с данными дистанционного зондирования Земли, создавать научную начинку для спутников. Но главное — готовят специалистов и знатоков математического технико-экономического анализа, штурманов космической и прочей высокотехнологичной экономики. Кто-то скажет: а при чем здесь физика с математикой? А вот при чем…

Он ставил «Точку У»

— Основа современной экономической науки — добротное математическое моделирование, — говорит Чурсин. — И мы учим это моделирование производить, использовать его, когда требуется просчитать эффективность того или иного проекта, когда требуется дать четкий ответ на вопрос, насколько конкурентоспособной станет та или иная продукция. Наша имитационная модель должна подсказать, как изменится ситуация в случае каких-либо неожиданных изменений на отечественном, мировом рынках и так далее.

А эти изменения сегодня, по словам профессора Чурсина, увеличиваются с небывалой скоростью, растут как снежный ком. Достаточно сказать, что те же IT-технологии меняются раз в семьдесят дней. Вот такая бухгалтерия…

— Экономика должна начинаться сразу, как только конструкторы задумали тот или иной космический прибор, аппарат. А не когда их уже изготовили и пытаются найти им применение, — говорит Александр Чурсин.

Профессор Чурсин знает что говорит. Он начинал военным инженером, на омском оборонном предприятии разрабатывал и внедрял в производство сложные высокоточные приборы для управления стартом и полетом боевых баллистических ракет. Затем была подготовка производства высокоточных тактических ракетных комплексов «Точка» и «Точка У», а также оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока». А за разработку первой в СССР гибкой автоматизированной системы по выпуску ракетной техники удостоен премии Совета Министров СССР. А потом была экономика… В лихие девяностые возглавил компанию оборонных предприятий по созданию и внедрению современных технологий «АСТЕХ». И во многом благодаря Чурсину эти предприятия сохранили свой научно-технический потенциал.

МКС «падает вокруг Земли»

— Нам особенно понравилось, что практически все представленные задачи нестандартные, — говорит директор лицея Светлана Арефина. — В школьных учебниках таких не найти. Здесь, как говорится, включаются мозги. То и ценно…

Не согласиться трудно. Вот, например, в одной задачке спрашивается: почему на МКС космонавты пребывают в состоянии невесомости? И дается три варианта ответов.

Я прочел задачку, хотел поумничать и тут же проштрафился.

— Конечно, — говорю, — из-за того космонавты болтаются по станции, что далеко от Земли находятся…

— «Двойка», — улыбается профессор Чурсин и объясняет: — Главное, что нужно понимать, — это то, что и в космосе сила тяжести имеется. Если вы построите на Земле вышку высотой 370 км и шагнете с нее — сила тяжести, действующая на вас, будет примерно такой же, как и на поверхности Земли. И МКС, находясь на околоземной орбите, на самом деле не плавает в невесомости, а, по сути, падает на Землю. Но! На этой высоте мы имеем необходимую орбитальную скорость 28,160 км/ч, благодаря которой станция не удаляется от планеты, но и не срывается в космос. Образно говоря, «падает вокруг Земли». А поскольку космонавты имеют такое же ускорение, как и космическая станция, то они находятся в состоянии свободного падения и испытывают состояние невесомости.

Кстати, в отличие от меня многие лицеисты с этой задачкой справились.

— После анализа письменных работ лицеистов мы пришли к выводу, что уровень преподавания в Ступине достаточно высок, — резюмирует Александр Чурсин. — И еще. Из полусотни старшеклассников, которые решали задачи нашей университетской олимпиады, девять показали просто отличные результаты! Мы взяли их на заметку.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //