Весной на склонах вдоль Московской железной дороги не только цветут одуванчики, но и пестреют кучи мусора. Часто мусор становится предметом спора: «одной ногой» свалка находится в зоне отвода железной дороги, другой – на частных территориях. Обозреватель РИАМО попытался разобраться, кто мусорит на железной дороге, и кому все это убирать.
Майские «подарки» и старые свалки
Если сесть в электричку с Казанского или Курского вокзала и прокатиться по ближайшему Подмосковью, в окнах будут мелькать то пакеты с мусором, то откровенные свалки.
На территории Москвы склоны еще довольно чистые, но при пересечении границы Московской области ситуация уже хуже – старые свалки проглядывают то в оврагах, то на газонах, отделяющих полосу отвода ж/д от частных владений.
В выходные пассажиры электричек часто наблюдают, как прямо возле путей на травке веселые компании устраивают пикники, оставляя после себя кучи мусора. Бессовестные местные жители и предприниматели тоже выкидывают пакеты с мусором к железной дороге – все равно уберут.
Уборка по плану
Как отметили в пресс-службе Московской железной дороги (МЖД), проблема несанкционированного сброса мусора обостряется в теплое время года, с наступлением дачного сезона.
Чаще всего мусор скапливается рядом с жилыми массивами, гаражами и дачными участками.
Территории, за уборку которых отвечает МЖД, определяются кадастровым планом, поэтому на каждом участке их границы индивидуальны.
«Уборкой мусора и текущим содержанием полосы отвода МЖД занимается подрядная организация, выбранная по результатам конкурса. Также сами железнодорожники регулярно выходят на уборку территории», — рассказали в пресс-службе.
Многострадальные платформы
Если так называемые «полосы отвода» убирают силами подрядных организаций МЖД, то за уборку платформ и территорий вокруг них отвечает Центральная пригородная пассажирская компания (ОАО «Центральная ППК»).
Железнодорожники делят платформы на несколько категорий.
«Станции категории «А» убираются круглосуточно, категории «B» — три раза в сутки, «С» и «D» — один раз в сутки. Категория станции зависит от места нахождения остановочного пункта и пассажиропотока», — уточнили в ЦППК.
Спорные территории тоже убирают
«На спорных территориях мы производим уборку мусора, так как считаем, что пассажир не должен испытывать неудобства из-за неудовлетворительного состояния спорных территорий», — заявил РИАМО сотрудник пресс-служба ЦППК.
Также компания может обратиться к балансодержателю, на участке которого скопился мусор, с просьбой навести порядок.
«Мусорные войны» в Болшеве
У каждой свалки на железной дороге – своя история. Так, жители частных домов у платформы «Болшево» фрязинского направления уже много лет ведут борьбу со свалками. Долгое время прямо у платформы по выходным работал несанкционированный блошиный рынок, и к понедельнику станция буквально утопала в мусоре. Но когда несколько лет назад рынок ликвидировали, свалок меньше не стало.
«Мы с этими свалками боремся десятилетиями, но толку мало. Пишем письма местным властям, лично ходили на прием. Однако особых перемен пока нет», — рассказал местный житель Виктор, живущий недалеко от платформы Болшево.
По его словам, источников скопления мусора много – и местная «пивнушка», и те же продавцы блошиного рынка, которые теперь торгуют чуть дальше от платформы, и дачники.
По его словам, в этом году ко Дню Победы основные кучи мусора разобрали, но уборка была не капитальной, а скорее, «косметической». То есть глаза свалка уже не мозолит, но она есть.
«Старый мусор и сейчас лежит вдоль заборов у частных домов, чуть дальше от путей есть еще одна свалка», — сообщил житель Болшева. По его словам, с зимы у железной дороги лежит истлевший труп собаки, до которого никому нет дела.
Супруга Виктора Татьяна говорит, что жители уже не знают, кому жаловаться. «Мы не понимаем, кто за что отвечает, и кто должен убирать этот мусор», — жалуется она.
Женщина уверена, что некоторые нерадивые жильцы частных домов у железной дороги свой мусор точно убирать не будут.
«А если мусор у магазина рядом с железной дорогой, где границы территории уборки – 5 или 10 метров?», — добавила Татьяна.
Символические штрафы
Где чья территория и кому ее убирать, выяснить действительно сложно. «Границы утверждены схемами балансового разграничения», — отметили в пресс-службе ЦППК.
КоАП РФ установлены штрафы за «выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы». На данный момент сумма штрафа составляет всего 100 рублей. Правонарушитель может отделаться и обычным предупреждением.
Три года назад в Госдуму РФ вносился законопроект о повышении штрафов за нарушения на железнодорожном транспорте. В частности, за выброс мусора предлагалось наказывать штрафом от 1 тысячи до 3 тысяч рублей. Однако соответствующие поправки до сих пор не приняты.
При этом о штрафах пассажиры вряд ли знают. Например, жители Болшева рассказали, что предупреждений о штрафах за сброс мусора у платформы нет. О случаях задержания нарушителей им также неизвестно.
Железнодорожники, в свою очередь, призывают просто не мусорить вдоль путей.
«Хотелось бы, чтобы люди тоже поддерживали чистоту и порядок вдоль железной дороги и выбрасывали бытовой мусор в специально предназначенные для этого контейнеры. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», — заключил сотрудник пресс-службы МЖД.
Пассажирам и местным жителям по всем случаям навала мусора у железной дороги можно обращаться на горячую линию ОАО «РЖД» 8 (800) 775-00-00 (звонок бесплатный из всех регионов РФ).
По материалам РИАМО.