Фьорд-фокус. 5 историй о самой правильной сборной мира

Хипстеры уже не выбирают Бельгию или Уэльс, правильный ответ – Норвегия.

Любой фан назовет главных звезд норвежского футбола стыка веков – Сульшера (Сольскера, Сульскьяера), Карью и Риисе. Фанаты британских лиг скажут про Фло, Берга и Педерсена. Но никто не вспомнит, чем занимается сборная Норвегии. Ее не было на крупных турнирах с 2000 года, в рейтинге ФИФА она опустилась на 70-е место – между Тринидадом и Бенином. В квалификации Евро-2016 они пропустили вперед Италию и Хорватию, но дважды проиграли в стыках Венгрии.

Для отбора на русский чемпионат мира норвежцы подтягивают молодых – в заявке на октябрьские матчи только один полевой игрок старше 30, а до этого разменявший четвертый десяток футболист получал приглашение год назад.

Пора болеть за новых викингов уже сейчас – в России их полюбят все. А вот еще пять историй, после которых реклама в интернете сама предложит вам футболки с норвежским флагом.

Тренер сборной – олимпийский чемпион по женскому футболу

Пер-Матиас Хёгмо выглядит как препод из универа – усталый взгляд, залысина, вид всезнайки. К концу 90-х его портфолио выглядело как рецепт биодобавок, он натаскивал мальчишек во всех юношеских сборных – от U-15 до U-19.

На клубном уровне Пер-Матиас превратился в аналог Андрея Кобелева – везде подкидывал мелкие команды на уровень выше и с упоением занимался молодыми. За этот скилл в 2013-м его позвали в главную сборную. Год спустя Хёгмо подтянул в штаб Ярла Торске, помощника в женской сборной-2000. Все это время Торске возился с девичьими молодежками и теперь дорос до управления мужиками.

Вкладываются в детский футбол

У Норвегии есть логичные отговорки, чтобы бросить поддержку футбола на государственном уровне – слишком холодно, нет больших успехов, давайте переключимся на лыжи с биатлоном. Поэтому правительство переложило ответственность за развитие детского футбола на клубы. В каждом городе есть несколько школ при профессиональных командах, которые принимают к себе абсолютно любого, кто хочет играть (поэтому девочки достигают таких высот). При этом власти отвечают за арены – с 2005-го в стране открывают свыше 100 искусственных полей ежегодно, 15 из них – на крытых стадионах. Норвегия запустила целую пирамиду из местного, регионального и национального уровней с прозрачным отбором и постоянным контролем обученных тренеров. Федерация регулярно отправляет сборные от U-15 и старше на международные турниры. Так они видят, как развиваются футболисты и чего они стоят в сравнении с остальным миром.

Норвежская система растит техничных игроков. До 13 лет мальчишки не играют в формате 11×11, а гоняют мяч вшестером-всемером на площадках поменьше. Для примера, в Англии такой барьер – 10 лет, и на выходе получаются мужчины, не умеющие отдать пас вперед на три метра, зато классно выламывающие голеностопы в подкатах. Такой подход понизил средний возраст всех игроков (24,6 в норвежской лиге, 25,5 – в сборной) и здорово освежил всю систему.

Привлекают новые технологии

В сборной Норвегии используют «интернет вещей» – особую технологию на стыке биологии и кибертроники. Для этого федерация заключила контракт с Microsoft и установила на тренировочной базе программу Microsoft Power Bi. Специалисты навешивают на футболистов датчики, которые анализируют данные по занимаемой позиции и состоянию. Коучи видят подробные карты активности и все перемещения игроков на поле. Видео в режиме реального времени поступает на смартфоны тренеров и показывает, когда лучше поменять тактику или футболиста.

Извинились перед фанатами, что не вышли на Евро-2016

Норвежцы хорошо шли по отборочному циклу к чемпионату Европы во Франции, пробились в стыковые матчи и там разложились перед средней сборной Венгрии. Соперники были банально крепче юных скандинавов и закинули три мяча за две игры. Ощутимее всего поражение чувствовалось в ответном матче: венгры оттоптались на норвежцах, а Мартина Эдегора увели с поля после первого тайма – мадьяры настучали по ногам мадридскому мальчику.

Сборная – победа мультикультурализма

Пока в России обсуждают, правильно ли давать паспорт Гилерме и Марио Фернандесу, Норвегия использует высокий уровень жизни в стране (средняя месячная зарплата – €5 250) для усиления футбольной сборной. Создание Евросоюза, открытые границы и лояльная политика к мигрантам принесла новые кадры национальной команде.

В 2012 году еще старый тренер Эгиль Рогер Ульсен по прозвищу «Сверло» вызвал шестерых парней с разным происхождением. Среди них был Вадим Демидов (родился в Латвии), Александр Теттей (из Ганы), Тарик Эльюнусси (из Марокко), Даниэль Браатен (отец из Нигерии), Джошуа Кинг (отец из Гамбии), Мохаммед Абделлауэ (родители из Марокко).

В 2005-м за сборную Норвегии сыграли Джон Карью, Даниэль Браатен и Алекс Валенсия. «Тогда это стало сигналом, что добиться успеха можно, несмотря на пол или цвет кожи», – вспоминал Карью. Семь лет спустя число футболистов нетитульной нации выросло вдвое – если бы они все сыграли в старте, рекорд матчей сборных был обеспечен.

В Рейкьявике норвежцы без шансов проиграли исландцам – 0:2. Ульсен выпустил на поле только троих игроков с другим происхождением, плюс поменял Браатена на Кинга. Рекорда не случилось, но отношение к мигрантам еще раз показало – толерантность в футболе начинается с толерантности всего народа.

«Бить людей током оказалось так весело!». Как в Норвегии придумали самое крутое спортивное ТВ

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //