Были варианты и получше.
Не нужно радоваться – Квят не сохранил место в «Формуле-1»: он получил контракт в Toro Rosso, а это не одно и то же. Система Red Bull полгода назад выплюнула российского пилота, унизив и растоптав его без объявления причин. А теперь фанаты и сам гонщик словно забыли, с кем имеют дело, предпочитая видеть только пряничный домик. Никто не удивится, если в сезоне-2017 Toro Rosso внезапно возьмет и заменит Квята на кого-то другого, не считаясь ни с вами, ни с ним, ни с кем на свете. Такая опция завязана на конкретных гоночных результатах и прописана в контракте самым крупным шрифтом – бояться нечего, пилоты давно не устраивают забастовок в поддержку друг друга. Хельмут Марко красноречиво показал, что на гонщиков из России им, в общем-то, наплевать.
Пока Квят примерял новенькие кандалы, место второго пилота Force India оставалось вакантным. Финансовые проблемы решены, а команда из Сильверстоуна заметно сильнее Toro Rosso.
«Сейчас мы добились окупаемости инвестиций, даже если регулярно жалуемся на несправедливое распределение доходов. У нас хорошие коммерческие показатели, которые позволяют Force India твердо стоять на ногах, в то время как акционеры всегда готовы оказать поддержку», – сообщал заместитель руководителя команды Роберт Фернли в апреле 2016 года.
За исключением дебютного сезона-2010 индийцы всегда опережали новую команду Квята в Кубке конструкторов, а за последние три года вырвались из аутсайдеров в середняки. Четыре подиума и 140 очков в среднем за сезон (текущий еще продолжается), регулярное попадание в финальный сегмент квалификации и надежность техники – то, что надо для крутого пилота, не нашедшего места в топ-команде.
Force India не продлила контракт с Нико Хюлькенбергом ради нового интересного гонщика, причем не тинейджера – это не в правилах команды. Возможно, как раз ради этого Квяту и его менеджеру стоило отказаться от простого решения и работать над перспективным – индийцы традиционно позже всех набирают состав на сезон, примерно в декабре.
Еще одно свободное место образовалось и в Renault. Сезон-2016 провален, но значительный инженерный и финансовый потенциал заводской конюшни нельзя недооценивать. В марте Renault выкатит чемпионскую машину с новыми аэродинамическими приколами, до которых никто не додумался. Регламент снова меняется, и рождение новой команды-доминатора вполне вероятно. Но в его кокпите Квят точно не окажется.
Кокпит с Квятом будет болтаться где-то позади. Toro Rosso отвратительно пережила прошлую смену аэродинамического регламента в 2009 году, свалившись в командном зачете на четыре позиции вниз. Та же Force India наоборот, на три поднялась. Red Bull не упустит возможности обкатать на болидах фарма сырые новинки, и никто не позаботится о стабильном шасси для Квята и Сайнса.
Переход в новую команду принес бы российскому гонщику приток мотивации: другая техника, незнакомые инженеры и механики, свежие задачи на сезон. Обосновавшись в стабильной обстановке, он привык бултыхаться на грани очковой зоны – пересидев в этой области, подняться выше крайне сложно.
Мотивация Red Bull остается загадкой. Карлос Сайнс – понятно, это замена для Макса Ферстаппена, если голландец окончательно слетит с катушек или провалит начало следующего сезона. Испанец может подменить и Дэна Риккардо, если того перекупят в Ferrari, Mercedes или McLaren. Но Квят уже не попадет наверх. Он опередил Риккардо в сезоне-2015 и начал следующий с подиума, но все равно оказался не нужен: только дикий форс-мажор подарит Даниилу место в Red Bull.
Так зачем Даню продлили в Toro Rosso? Он займет место тестера и очкового капитала команды. Квят заканчивает в «Формуле-1» третий сезон, умеет работать с техникой и выдавать тестовую информацию. Школьник из гоночной программы Red Bull потенциально сильнее, но не поможет обкатать новинки. А еще Квят держит средний гоночный уровень: не выжимая из машины сверхскоростей, но и не проваливаясь, он будет набирать очки, если позволит болид, и держать команду на плаву. Тем же самым по три сезона занимались Жан-Эрик Вернь, Хайме Альгерсуари и Себастьян Буэми. Непримечательная и незавидная роль, ведущая к вылету из «Королевских гонок».
Квят сохранил место в «Формуле-1», но команду он выбрал самую неподходящую. После Гран-при Сочи фанаты ждали, какое же место он получит, ведь при удачных раскладах маячил даже болид Williams. Квят нес багаж двух подиумов и удачного сезона в топовой Red Bull. Через год его положение ухудшится. Он окончательно закрепится в роли пилота команды-аутсайдера, потеряет время и постареет еще на год. На гоночной трассе нельзя стоять на месте.
Другие интересности от Яна Матвеева:
Блэк Стар. Почему Хэмилтону пора менять лэйбл
«******* [Свали] в Боснию». Как из Эдина Джеко напрасно пытались сделать Серхио Агуэро