В понедельник, 12 ноября, на телеканале «Россия 1» выходит многосерийная драма от режиссера Сергея Урсуляка «Ненастье».
О чем «Ненастье»
Ненастье – это не только плохая погода, но еще и название деревни, куда сбегает герой сериала с говорящей фамилией Герман Неволин после совершенного им в городе Батуеве ограбления. Многое в жизни Германа происходит не по его воле, а в силу установок, воспитания, уклада и стереотипов советского времени. За характер, методичность и аккуратность в деталях Неволина прозвали Немцем. Прозвище дали однополчане – участники войны в Афганистане. Уцелели в боях, выжили и вернулись туда, где их никто не ждал, никто не любил, где они никому не были нужны, где никому не было дела ни до их подвига, ни до покалеченных войной душ.
Тот, кто не привык сдаваться и отступать, не станет мириться с обстоятельствами: под руководством прапорщика Сергея Лихолетова они организуются в союз бывших афганцев – «Коминтерн». Лихолетов оказался Робин Гудом. Он бывал жестким, порой жестоким, иной раз и закон ему был не писан, но одно правило он соблюдал неукоснительно: афганцы должны помогать друг другу, потому что, когда они вместе, их никому не сломить. Из этого следовало, что афганец-милиционер закроет глаза на дела афганца-бандита, а вместе они помогут вдове погибшего афганца.
Вернувшись с войны, афганцы под руководством Лихолетова начали новую борьбу – борьбу за самих себя, борьбу за выживание. Как и все жители Батуева в те годы. Как вся страна эпохи распада СССР и становления новой России. Герману Неволину очень хотелось жить иначе, но он понятия не имеет, как это – иначе. Наверняка Герман знал одно: он любит Танюшу. Любит так сильно, что готов пойти на любой подвиг, чтобы вывести ее из ненастья в спокойный мир, на свет.
Создание «Ненастья»
Режиссер сериала «Ненастье» – Сергей Урсуляк, автор многих хитов российского телеэкрана. Особое место в работах режиссера занимают экранизации. И вот, после «Жизни и судьбы» по Гроссману, после «Тихого Дона» по Шолохову Урсуляк наконец обратился почти к современности. В «Ненастье» ему удалось повернуть часы вспять, отмотать время назад и перенестись в 1990-е. События в фильме, как и в романе Алексея Иванова, по которому снят телепроект, одновременно происходят в трех временных потоках: во время путча, Афганской войны и накануне смены тысячелетий. Все, что случилось совсем недавно, что было прожито и пережито пару десятков лет назад, вдруг предстает на телеэкране так узнаваемо, с такой силой, что у зрителя перехватывает дыхание. Это общее прошлое. От него саднит сердце, нерв бьется в виске от нарастающих от серии к серии воспоминаний – именно так продавали, предавали, уничтожали. Именно так любили и ревновали, были счастливы и боялись этого счастья.
Алексей Иванов – один из самых известных писателей России, автор многих бестселлеров, среди которых роман «Географ глобус пропил». Автору прекрасно удаются и авантюрно-историческая проза, и психологический роман, и мистика с фантастикой, и криминальная драма. Иванов не просто экспериментирует с литературными формами, он меняет стилистические приемы, лексику. Неизменными остаются герои. Неприметные на первый взгляд люди с горячим сердцем и щедрой душой, они навсегда преданы крепкой дружбе и настоящей любви. Именно таким получился Неволин в «Ненастье».
Детали «Ненастья»
Мгновение – и зритель оказывается в родном отделении банка, где столько раз видел, как кассирша пересчитывает деньги. Сбоку от нее на полочке – дешевый телевизор, задающий тон жизни. На сей раз по ту сторону экрана наивная чудаковатая девочка Алиса Селезнева в одиночку спасает Землю от мирового зла, за кадром песня «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко». Простое и элегантное решение: основные события сопровождать не хроникой, которая, как ни старайся, всегда выбивается из формата, а ставить рядом с действующими лицами драмы незаменимого спутника жизни – телевизор, тем самым превратив его в еще одного, далеко не последнего участника шоу под названием «Мы родом из СССР».
Сериал «Ненастье» – не про перипетии уездного города или отдельного племени «Коминтерн». Это фильм о жизни в России, какой она была совсем недавно. Прорываясь сквозь времена, связывая эпохи, «Ненастье» становится личной историей каждого.
Герои «Ненастья»
Герои Сергея Урсуляка имеют наглость совершать абсолютно нелогичные, бессмысленные поступки, а вместо интимных сцен в любви позволяют себе только взгляды и улыбки. Но от таких взглядов и улыбок будто током бьет.
Другого Немца, кроме как в исполнении Александра Яценко, теперь представить себе невозможно. Один из самых органичных драматических актеров, он делает замечательный подарок, самый лучший – дарит зрителю ощущение причастности к судьбе Неволина. Яценко вдохнул в Немца душу. А еще эта израненная, изболевшаяся душа находит силы сиять при встречах с Таней: Неволин изо всех сил старается бережно относиться к любви. Что неудивительно. Но все равно удивляет.
Что касается персонажа Татьяны Лялиной, на ум приходит только одно слово – хрустальная. В богемском хрустале в середине прошлого века задумали уникальную серию: на очень тонкой длинной ножке – огромный бокал в виде головки тюльпана. Бокалы были невозможно красивы, но от массового изготовления пришлось отказаться: рестораны не решались покупать их, боясь, что они быстро разобьются. На самом же деле бокалы эти были очень прочными. Ровно такой оказалась Таня. Тонкая, звонкая, хрупкая, прозрачная – на самом деле она беспредельно сильная и стойкая.
Немец не сразу понял Таню. А вот Лихолетов (снова говорящая фамилия!) с одного взгляда разгадал ее, потому что был куда опытнее. Гроза женских сердец, то ли Робин Гуд, то ли Стенька Разин, он привык быть лидером и победителем. Этот персонаж настолько многогранен и так умеет владеть собой, что не всегда понимаешь, шутит он или с помощью шутки скрывает свое волнение. А то вдруг, приподняв уголки губ в чуть смущенной улыбке, отдаст приказ начинать бой. А то и помилует, пожалеет, станет терпеть, как терпит долгие годы абсолютно ненужного «в хозяйстве» бывшего спортсмена и забулдыгу – Таниного отца Яр-Саныча. Актер Александр Горбатов и в предыдущих работах обращал на себя внимание, но роль Сергея Лихолетова стала его безусловной удачей.
Ни для кого не секрет, что Сергей Маковецкий способен сыграть любую роль. Это аксиома. Присутствие Сергея Васильевича в «Ненастье» создает восхитительное ощущение, что для него было огромным удовольствием сыграть человека до крайности непохожего на самого Маковецкого ни внешне, ни внутренне. Вся жизнь его героя – нараспашку, на разрыв души. Любое незначительное событие он превращает в смесь фарса с древнегреческой трагедией. А от настоящих бед припасен отличный рецепт: он станет петь советские песни. Следите внимательно за его исполнением, будет сюрприз.
Образы всех персонажей отточены режиссером до невероятного блеска. Иначе Урсуляк не умеет работать. Ему непременно подавай, чтобы не только костюмы и прически соответствовали времени – режиссер добивается абсолютной точности в манере поведения, походке, лексике, интонации. Он воссоздает несуществующие сегодня, но узнаваемые детали быта: ставит те самые указатели на дороге, строит дома того времени, обставляет той мебелью, врубает на тех самых носителях любимую музыку. Те самые хиты и шлягеры, которые снова рванут наши сердца.
Чтобы сразу вспомнилось, как это – танцевать, не сдерживая себя, в пустом вагоне электрички. Чтобы смочь отпустить ситуацию, перестать жить, упираясь взглядом в табличку «Выхода нет». И выйти из ненастья на свет.
Смотрите премьеру сериала «Ненастье» уже сегодня, 12 ноября, в 21:00 на канале «Россия 1». В понедельник покажут первые три серии проекта, и далее на этой неделе, до 15 ноября, телезрители увидят многосерийную драму полностью.
Фото: Россия 1