Искусство потерь

Искусство потерь

Лора Чугуевская

Обозреватель Tricolor TV Magazine

Режиссер Владимир Хотиненко о жизни без любви, соблазнах, экранизации классики, фильме всех времен и народов

Обладатель премий НИКА, ТЭФИ Владимир Хотиненко на только что отзвучавшем 28-м «Кинотавре» болел за свою ученицу. Выдающемуся кинорежиссеру, сценаристу, педагогу, который активно формировал современную кинореальность фильмами и сериалами «Достоевский», «Гибель империи», «Бесы», «Макаров», «Мусульманин», есть чем гордиться и в статусе педагога. С мэтром удалось вступить в философский разговор о нелюбви, вере, сути кино, киновкусах.

Искусство потерь

Владимир Иванович Хотиненко – российский кинорежиссер, актер, сценарист, педагог. Народный артист Российской Федерации

Поздравляю вашу ученицу Ксению Зуеву с дебютом – фильмом «Близкие». Если любви нет в семье, то этому нельзя научить, – это главная идея фильма?

Не совсем. Я думаю, здесь важнее то, что они хотят этой любви. Они хотят жить по-человечески и выбраться из всего этого. Это очень важный момент. Без него это могла быть мракодушная история, а получился гиперреализм. Вопрос в другом – это все висит в воздухе. Мы сейчас живем изолированно и без любви. Недаром и в коротком метре много таких тем. В этой агрессии, в этом напряжении, касается ли это семьи или международных отношений, нелюбовь висит в воздухе.

Вы награждены многими наградами от церкви. Может, причина этой нелюбви – в том, что не хватает веры? Или ее слишком насаждают официальные институты?

Ну, веру нельзя насадить. Тут вопрос другой – люди хотят счастья, это заложено в природе человеческой. Заложено много света и столько же мрака. И время от времени в человеке побеждает то одно, то другое. Об этой драме, противоречии человеческом – все искусство.

А как насаждают? Я ни разу не сталкивался с насаждением государства церковью. То, что церкви разрешили жить по-человечески, – это и все. То, что отняли в свое время, сейчас возвращают. Поскольку я человек воцерковленный, то наблюдаю процессы стихийного движения. Да, приходят в храм, не понимая ничего. И некоторые потом отпадают: то батюшка не тот, то что-то не то.

Философ Василий Розанов после революции 1917-го пришел в ужас: Россия – православная страна, никто не проходит мимо церкви, не перекрестившись, и в одночасье она превратилась в то, во что превратилась. Как браки совершаются на небесах, так и судьбы наши совершаются на небесах. Наверху идет борьба, а мы получаем ее отражение. Я 20 лет хожу в один храм – Покрова Пресвятой Богородицы. Это церковь XVIII века. Там была лыжная база, потом храм восстановили. И в воскресные дни туда не пробиться. И ничего, что половина из этих людей не понимают, но есть желание. Мы ведь сколько потеряли, прежде чем заново обрели. Насильно в храм никто никого не тащит, человек может только сам прийти.

Искусство потерь

Режиссер Владимир Хотиненко на съемках фильма «Поп»

Вы размышляете о классике в сериалах «Бесы», «Достоевский». Планируете ли экранизировать какое-либо произведение и какого автора?

У меня позиция была всегда четкая: я классику не экранизирую. Я сделал исключение для «Бесов» Достоевского, о чем не жалею. Соблазны есть, но, думаю, все-таки не стоит этого делать, потому что в классике все сказано. Когда я «Бесов» делал, то убедился в этом.

В фильме «72 метра» есть восхитительная фраза из уст героя Маковецкого, что его должны защищать, потому что он – гражданский, а не военный. Как взаимоотношения общества и военных должны строиться?

Они описаны в этой фразе Маковецким, что армия для того и существует, чтобы защищать мирных граждан. Когда я снимал фильм «Поп», очень рискованный материал, то там речь шла о якобы предательстве, о якобы служении фашистам. Там я задался простым вопросом. Миллион пятьдесят человек остались в оккупации, это приблизительно количество населения нынешней Украины! Они как должны были жить? Мать кормить детей, стариков, когда армия стояла? И обвинять их нет ни малейшего права. Армия должна защищать. Все. Точка.

В «Мусульманине» ради выживания главный герой принимает мусульманство. Как вы считаете, твоя жизнь выше таких условностей, как религия?

Там все-таки другая история. Он был не воцерковленным, а мальчишкой-комсомольцем. Он был без веры, и когда посидишь в яме, в грязи, хочется света. И главное, что он эту веру приобрел. Многие принимали мусульманство, буквально спасая свою жизнь. Мы знаем подвиги христиан, когда человек христианин, и он ради спасения жизни НЕ отрекается от веры, в фильме «Мусульманин» – совсем другое, там человек без веры обретает веру!

Вы свои фильмы как детей воспринимаете?

Абсолютно. Поэтому когда меня спрашивают: «А какой вам фильм из своих больше всех нравится?» Это все равно, что о детях спрашивать. У меня их 26.

Искусство потерь

На счету Владимира Хотиненко 26 созданных фильмов

Есть любимчики-актеры?

Тут проще. Я люблю актеров за талант. Больше ничего. Божье касание нужно – это я точно знаю, но и без труда ничего не сделать. Фантастические актеры Евгений Миронов, Сергей Маковецкий. Невероятно трудолюбивые, въедливые, точные.

Из режиссеров кому вы сами отдаете предпочтение – братья Коэн, Местецкий?

Михаил Местецкий – мой ученик, поэтому, конечно, мне нравятся его работы. Мне уже поздно искать новый стиль. Я дал исчерпывающий ответ – мой любимый режиссер Луис Бунюэль. И понимание мира, и стиль – сюрреализм, потому что Россия – самая сюрреалистическая страна из всех мыслимых.

Существует ли такой фильм, который зацепил вас еще мальчишкой, и любовь к нему вы пронесли сквозь жизнь?

С мальчишеских времен остался «Человек-амфибия», который произвел на меня неизгладимое впечатление. Ничто с ним не может конкурировать, я до сих пор помню то волнение перед просмотром. А потом на разных этапах жизни нравились разные фильмы. Но фильмом всех времен и народов для себя считаю «Андрея Рублева», хотя очень трудно выбрать картину, которая могла быть самой-самой.

Ваше определение кино.

Определений кино много. Например, кино – это искусство монтажа. Или кино – это правда 24 кадра в секунду. Для меня самое любимое: кино – это искусство потерь. Это абсолютно точное определение. Ты не можешь не терять – не та погода, не то сыграли, нет денег. Чем меньше ты потеряешь на пути достижения цели, тем будет лучше результат. Когда я начинаю проект, то мы прикалываем на дверь бумажку с надписью «Кино – это искусство потерь».

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //