Евгений Лазаренко
Обозреватель Tricolor TV Magazine
«Кровавая барыня»: почему сериал о душегубице Салтычихе пока выглядит не очень опасной мелодрамой
На канале «Россия 1» продолжается показ сериала «Кровавая барыня» про первую из известных серийных убийц в России, помещицу Дарью Салтыкову, жестоко погубившую около сотни своих крестьян. Так как из документов XVIII века об этой даме остался лишь приговор (Екатерина II велела уничтожить прочие свидетельства), авторы сериала были вольны додумать образ Салтычихи и ее биографию. Получилась мелодрама с очень дозированным элементом садизма.
Смотрите сериал «Кровавая барыня» на телеканале «Россия 1» по будням в 21:00
Когда слышишь прозвище Салтычиха, представляется расплывшаяся матрона – Дарья Петровна в такую и превращалась к моменту своего ареста в 32-летнем возрасте, но сыгравшая барыню Юлия Снигирь имеет строгий, стройный вид. Актрисе вообще удаются женщины непростой судьбы: зрителям знакомо это каменное лицо по предыдущим работам актрисы в «Великой» и «Хождении по мукам». Однако для изображения психопатки такого диапазона игры оказывается недостаточно. Вот, например, героиня наклоняется к умирающему папеньке, тот страшно хрипит, завидев ее «глаза змеиные», – и совершенно непонятно, с чего ему так показалось, потому что Снигирь в этот момент изображает покерфейс. Зато у папеньки зенки лопаются в ужасе. Авторы сериала находят отправную точку трагедии в детстве Салтыковой – и вот восьмилетняя Марта Тимофеева отыгрывает так, что становится понятно, зачем ее героиню упекать в монастырь.
В первых сериях у Салтыковой еще жив муж, но с ним у нее нет никакой близости, и барыня пока не привыкла охаживать девок поленом за плохо помытый пол. Героиня мечется между неприятным супругом, за которого ее выдали без спроса, и его братом, эффектным повесой, с которым все еще хуже. Если эти метания призваны продемонстрировать, как Салтычиха дошла до жизни такой, то такая мотивация не выглядит достаточной. Посмотрим, как режиссер Егор Анашкин будет сгущать мрак дальше. Пока же события разворачиваются больше на балах, в игровом доме и в будуаре – авторы старательно воссоздают жизнь российской знати 250-летней давности. «Костюмы для картины мы собирали по всей Европе, от Праги и Вены до Мадрида», – хвастает продюсер Илья Неретин и сетует, что исторической застройки того времени толком не сохранилось, пришлось долго искать локации и много работать в павильоне. Картинка в итоге богатая, но не аляпистая – после цветокоррекции доминирует благородная сепия.
Чинно-благородно течет и сам сериал, пугающие моменты густо разбавлены говорящими париками. Хочется верить, что в оставшихся из 16 серий зрителя получше убедят, почему высочайшим указом было велено называть Дарью Салтыкову не иначе как «оно» – не женщина, мол, а чудовище. Монстрик, выкалывающий куклам глаза, был в детстве – и пока не очень-то проявляет себя в молодости. Ждем, когда из названия «Кровавая барыня» уберут уже слог «ры».
Фото: Россия 1, filmz.ru