© РИА Новости / СтрингерДепутаты на заседании Верховной рады Украины в Киеве. Архивное фото
КИЕВ, 16 янв — РИА Новости. Парламент Украины рассмотрит в окончательном чтении законопроект о реинтеграции Донбасса, в котором Россия названа “агрессором”, а неподконтрольные Киеву территории “оккупированными”. МИД РФ ранее называл подобные утверждения “публичными бездоказательными инсинуациями”. Москва не раз заявляла, что не является стороной внутриукраинского конфликта и непричастна к событиям в Донбассе, а также заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис
Рассмотрение документа несколько раз откладывалось из-за отсутствия консенсуса по документу как внутри парламента, так и в кругу западных партнеров Киева: в ЕС и США считают, что его принятие осложнит переговоры по урегулированию конфликта. В Раде также не исключают, что если закон будет принят, то он не только не ускорит реинтеграцию Донбасса, а вообще фактически отрежет от Украины людей, которые живут на неподконтрольной территории.
Спикер Рады Андрей Парубий прогнозирует, что обсуждение документа во вторник будет непростым, но в конечном счете он будет принят. В то же время ряд депутатов не исключает, что все будет зависеть от явки.
Норма о “стране-агрессоре” остается
Законопроект о реинтеграции Донбасса был принят Радой в первом чтении в начале октября. Рассмотрение документа выдалось нелегким, шло блокирование трибуны, оппоненты власти подожгли в зале дымовую шашку. До последнего в парламенте велись разговоры, что финальное голосование может состояться до конца 2017 года, однако было принято решение отложить рассмотрение документа до завершения большого обмена пленными, который состоялся 27 декабря.
Согласно документу, неподконтрольные Киеву территории Донбасса признаются оккупированными, а структуры управления непризнанных республик — оккупационными администрациями. Законопроект дает президенту право использовать вооруженные силы в регионе в мирное время для реализации мер по обеспечению суверенитета страны. Это позволит узаконить применение армии на востоке без объявления войны. ВСУ и сейчас принимают участие в военной операции в Донбассе, однако на Украине хотят урегулировать их применение законодательно, так как Киев называет военную операцию “антитеррористической”.
Руководство силами и средствами Вооруженных сил Украины и других военных формирований, которые привлекаются к обеспечению национальной безопасности в отдельных районах Донецкой и Луганской областях, осуществляет командующий объединенных сил, который назначается президентом Украины по представлению начальника генерального штаба — главнокомандующего Вооруженных сил Украины.
Командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Его полномочия и положение об объединенном оперативном штабе определяются и утверждаются президентом Украины.
В документе, по итогам рассмотрения в первом чтении, исключен пункт о приоритетном значении реализации минских соглашений для урегулирования конфликта. Вместо этого предлагается опираться на резолюцию Совбеза ООН по Донбассу.
Ранее ряд СМИ писал, что положение о минских соглашениях по инициативе администрации Порошенко может быть возвращено в тело законопроекта, однако позже соратники президента такую возможность исключили.
“Не думаю, что это (упоминание о “Минске-2″ — ред.) там появится. Хотя, что касается моего мнения, давайте не забывать, что именно благодаря минским соглашениям 73 наших парня вернулись из плена”, — заявил накануне лидер крупнейшей в Раде фракции “Блок Петра Порошенко” Артур Герасимов.
Правку о разрыве дипотношений с РФ изъяли
Ко второму чтению депутаты подали около 700 поправок. Наибольший резонанс вызвала правка, обязывающая кабмин разорвать дипотношения с Россией. С такой инициативой выступил депутат пропрезидентской фракции “Блок Петра Порошенко” Иван Винник, а также ряд внефракционных депутатов. Однако эту инициативу подвергли критике в парламентской коалиции. Кроме того, разрыв дипломатических отношений находится в компетенции МИД, и Рада не может принимать подобных решений. Кроме того, по мнению ряда депутатов, такой шаг для Украины будет сродни “самоубийству” и чреват эскалацией конфликта в Донбассе.
После длительных дискуссий было принято решение не включать эту поправку в окончательный текст законопроекта, чтоб никто не смог в дальнейшем обжаловать закон или отдельные его положения в Конституционном суде Украины.
В то же время, закон позволяет депутатам вносить поправки, и если они набирают необходимые 226 голосов, то становятся нормой закона. Таким образом, парламентариям придется прямо в зале определяться, разрывать дипломатические отношения с РФ или нет.
Дипотношения между Украиной и РФ были установлены в 1992 году соответствующим протоколом. По законодательству Украины, предложения о разрыве дипотношений вносятся МИД либо другими центральными органами исполнительной власти (кабмин, министерства, ведомства). Ранее МИД Украины заявлял, что не поддерживает идею разрыва дипломатических отношений с РФ, так как считает, что это может негативно сказаться на гражданах Украины. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что принятие решения о разрыве дипотношений — суверенное дело Украины, однако если оно будет принято, это “дополнительно усложнит ситуацию, а главное, нанесет урон интересам людей, как в самой Украине, так и в России”.
Другие положения
Профильный комитет Рады также включил в текст законопроекта о реинтеграции Донбасса вопрос “возвращения Крыма”. Украина по-прежнему считает Крым своей, но временно оккупированной территорией, несмотря на то, что он стал российским регионом после проведенного там в марте 2014 года референдума, на котором 96,77% избирателей республики Крым и 95,6% жителей Севастополя высказались за вхождение в состав РФ.
В законопроекте также будет прописано, что Киев не признает никакие документы, выданные на неподконтрольных ему территориях Донецкой и Луганской областей и в Крыму, в том числе свидетельства о рождении и смерти. В законопроекте отмечается, что Украина не несет ответственности за “незаконные действия и решения России” на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.
В первоначальном виде законопроект позволял привлекать к уголовной ответственности всех, кто работал в ДНР и ЛНР, в частности, учителей, врачей и даже библиотекарей. В окончательной версии, согласованной комитетом, эта статья будет изложена в такой редакции: “Лица, которые участвуют в вооруженной агрессии РФ или привлечены к участию в оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность за деяния, которые нарушают нормы международного гуманитарного права”. То есть все гражданские лица, которые не совершают военных преступлений и не состоят в органах власти ДНР и ЛНР не могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Депутаты также изъяли норму законопроекта, которой военные наделялись правом использовать жилье гражданских лиц в служебных целях.
Закон поставит крест на Минске-2
Лидер общественного движения “Украинский выбор — право народа”, представитель Киева в гуманитарной подгруппе на переговорах в Минске Виктор Медведчук считает, что закон о реинтеграции Донбасса “ставит крест” на минских соглашениях и делает все, чтобы регион не вернулся в состав Украины. По его мнению, Киев также не сможет рассчитывать на РФ, если примет этот закон.
“Принятие закона, в котором имеет место признание России государством-агрессором, будет означать, что Украина в дальнейшем не сможет рассчитывать на влияние России (как участницы “нормандской четверки”) на непризнанные республики в вопросах реализации минских соглашений”, — заявил Медведчук. По его словам, целью законов о реинтеграции Донбасса является не восстановление территориальной целостности Украины, а ее раскол и продолжение вооруженного конфликта.
По мнению сопредседателя фракции “Оппозиционный блок” в Верховной раде Украины Юрий Бойко, принятие закона о реинтеграции Донбасса, в котором Россия названа “агрессором”, существенно осложнит посредническую миссию по урегулированию конфликта при участии США и РФ.
“Если этот законопроект будет принят, он существенно осложнит работу посреднической миссии, которая сегодня работает в составе спецпредставителя США, представителя РФ. А самое главное: этот закон не дает ответ, каким образом возобновить территориальную целостность государства, вернуть территорию и людей дипломатическим путем”, — сказал Бойко в ходе заседания согласительного совета парламентских фракций в понедельник. По его словам, фракция “Оппозиционный блок” выступает против принятия этого закона, так как он не отвечает интересам государства и граждан Украины.
В ДНР также считают, что принятие Радой закона по Донбассу негативно скажется на мирном урегулировании, так как законопроект противоречит минским соглашениям и нарушает ранее утвержденные сторонами механизмы решение конфликта.
“Он содержит скорее положения о намерениях развязать полноценные военные действия, и даже в его названии теперь уже звучит не “реинтеграция” Донбасса, как это было в изначальной версии законопроекта, а словосочетание “возобновление суверенитета”, что также не свидетельствует о стремлении украинских властей мирно урегулировать ситуацию”, — сказала и.о. главы МИД самопровозглашенной республики, представитель ДНР в политической подгруппе по Украине Наталья Никонорова.
Перспективы принятия
Спикер Рады Украины Андрей Парубий рассчитывает, что в парламенте найдется достаточное количество голосов для принятия закона.
“Предполагаются очень непростые и острые дискуссии. Я уверен, что когда мы дойдем к завершению рассмотрения, в зале будет достаточное количество голосов для принятия позитивного решения… Я уверен, что по тактическим вопросам мы сможем найти понимание. А когда будет окончательное голосование, Верховная рада Украины сможет найти достаточное количество голосов для принятия этого закона”, — сказал Парубий.
В то же время представитель кабмина в Раде, народный депутат Вадим Денисенко заявил, что принятие закона о реинтеграции Донбасса будет зависеть от “явки депутатов”.
“Я надеюсь, что депутаты будут”, — добавил он.