Том Йорк
Сегодня, 7 октября, день рождения у Тома Йорка — бессменного фронтмена Radiohead, исправно подтверждающих статус главной группы наших дней. В прошлом году пятеро из Оксфорда записали песню Spectre для одноименной серии бондианы — отвергнутую продюсерами и неминуемо оказавшуюся лучше той, что прозвучала на титрах и выиграла «Оскар». В этом году дискография Radiohead пополнилась еще одним великим альбомом A Moon Shaped Pool, а видеография — аж тремя клипами авторства Пола Томаса Андерсона. И это лишь некоторые из вещественных доказательств продолжительного романа, который завязался у Radiohead и современного кинематографа. Поздравляя своего любимого певца с 48-летием, кинокритик ELLE вспомнил самые эффектные из них.
№7 Fake Plastic Trees
«Бестолковая»
Отметившая в этом году совершеннолетие по-американски подростковая комедия стала первым голливудским фильмом, взявшим Radiohead в свой саундтрек, и успела сделать это за пару мгновений до того, как группа была причислена к лику святых. Что отчасти оправдывает юную (да еще и титульную) героиню Алисии Сильверстоун, называющую раритетную акустическую версию «Fake Plastic Trees» «плаксивой музыкой с университетского радио».
№6 Black Swan
«Помутнение»
Поскольку день рождения сегодня у Йорка, позволю себе сжульничать, включив в Топ-7 его сольный трек — вписавшийся в многолетнюю традицию, в соответствии с которой любой фильм можно сделать немного лучше, если на его финальных титрах звучит голос Тома (ну или почти любой — «Сумерки» не спасла даже 15 Step). К тому же, в «Помутнении» Ричарда Линклейтера музыка Radiohead звучит хоть и урывками, но в избытке.
№5 You and Whose Army?
«Пожары»
А, впрочем, работает это правило и с песнями Radiohead, звучащими в открывающей сцене фильма — например, манипулятивной, но эффективной драмы, сделавшей имя канадцу Дени Вильневу. По признанию режиссера (снявшего с тех пор пару номинированных на «Оскар» триллеров, а также грядущие «Прибытие» и сиквел «Бегущего по лезвию»), You and Whose Army? в сценарий «Пожаров» была вписана с самого начала.
№4 Life in a Glass House
«Дитя человеческое»
Собирая саундтрек одного из лучших фильмов XXI века, его оскароносный режиссер Альфонсо Куарон выбрал одну из наименее типичных песен Radiohead, между делом причислив ее к предполагаемой классике рока недалекого будущего — по крайней мере, именно Life in a Glass House играет в доме пожилого бунтаря и драгдилера в исполнении сэра Майкла Кейна, который рассказывает под нее постапокалиптический анекдот.
№3 Everything in Its Right Place
«Ванильное небо»
Блестящий музыкальный вкус режиссера Кэмерона Кроу исправно выручает даже не лучшие из его фильмов (хотя и не спас закрытый по итогам единственного сезона рок-н-ролльный сериал «Гастролеры»), и «Ванильное небо» в этом смысле особенно показательно. Пол Маккартни и Боб Дилан, U2 и R.E.M., Питер Гэбриел и Джефф Бакли, Spiritualized и Sigur Rós — и, конечно, как забыть просыпающегося под голос Пенелопы Крус и одну из лучших песен Radiohead Тома Круза?
№2 Talk Show Host
«Ромео + Джульетта»
В отличие от создателей «Бестолковой», австралийский визионер Баз Лурманн сразу понял, с кем имеет дело, в 1996 году заказав Radiohead песню для своего прочтения трагедии Шекспира. Результат, Exit Music (For a Film), украсил не только титры фильма, но и, возможно, величайший альбом всех времен OK Computer, а еще больше запомнилась изданная на саундтреке Talk Show Host, под которую нас познакомили с Ромео (Леонардо Ди Каприо).
№1 Motion Picture Soundtrack
«Я — начало»
И, наконец, только попробуйте остаться равнодушными к концовке этой недооцененной sci-fi-мелодрамы, на протяжении 100 минут с переменным успехом разбирающейся в отношениях науки и веры, чтобы на прощание сразить наповал финальным треком Kid A — альбома, 14 годами ранее занимавшегося примерно тем же самым в контексте популярной музыки и окончательно застолбившего за Radiohead место в истории.