Как работает система экстренного вызова в автомобилях?
Система экстренного реагирования при дорожно-транспортных происшествиях российской разработки получившая название ЭРА-ГЛОНАСС у всех на слуху. Совсем недавно этой системы способной вызвать помощь не было в отечественных новых автомобилях и в помине, а если на иномарке и была предустановлена кнопка «SOS», то никакого отношения к отечественной разработке оно не имело.
Времена меняются и сегодня хотелось бы рассказать читателям о системе подробнее, поскольку это касается всех без исключения покупателей автомобилей, как новых, так и подержанных иномарок, ввезенных из-за рубежа. Взглянем на ЭРА-ГЛАНАСС с технической точки зрения и ответим на вопросы, которые у вас наверняка могли возникать, о том, как действует система, зачем она нужна, кто ее обслуживает, на какие машины устанавливается и как работает в экстренной ситуации.
Откуда появилась технология ЭРА-ГЛОНАСС?
Давайте для начала отправимся в недалёкое прошлое, так сказать, совершим экскурс в историю. Возможно вы удивитесь, но ЭРА-ГЛОНАСС- это разработка совсем не последних лет, основе технологии уже более 40 лет и изначально она должна была использоваться сугубо в военных целях в качестве системы отслеживания вражеских целей. Но из-за того, что проект оказался крайне серьезно растянут во времени и окончательно запустить его удалось лишь с приходом капиталистических отношений, для заработка денег военную технологию было решено перевести на гражданские рельсы.
Кстати, «ЭРА-ГЛОНАСС» это аббревиатура, которая расшифровывается как «система экстренного реагирования при авариях- глобальная навигационная спутниковая система».
На какие транспортные средства устанавливается система ЭРА-ГЛОНАСС?
С 1 января 2017 года на всех транспортных средствах, реализуемых на территории Российской Федерации новых/подержанных (ввезенных из-за рубежа) коммерческих и легковых автомобилях должен быть установлен приемник системы российского аналога GPS.
Пускаемые в оборот автомобили после первого числа января месяца 2017 года должны быть оборудованы сертифицированным устройством. В ПТС делается отметка об установке устройства.
Когда ЭРА-ГЛОНАСС была запущена в России?
Внедрение системы проходило в несколько этапов, по сути ее установка на автомобили началась еще с 1 января 2015 года, когда транспортные средства, впервые проходившие одобрение на соответствие требованиям технического регламента, обязаны были оснащаться передатчиками спутниковой экстренной связи, но окончательно точка была поставлена ровно через два года, когда все новые/подержанные (привезенные из-за рубежа) ТС которые допускаются к передвижению по дорогам России и стран Таможенного союза должны оснащаться данным видом трансмиттера. Поэтому датой запуска можно считать 1 января 2017 года.
Зачем властям нужно было запускать систему ЭРА-ГЛОНАСС?
Точно также как зарубежные аналоги, система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана с одной важной целью- снизить уровень смертности и пострадавших в автомобильных ДТП с участием подавляющего большинства новых транспортных средств на дорогах РФ. Другими словами, при помощи технологии оповещения безопасность должна возрасти, в том числе в коммерческих и грузовых перевозках.
Принцип действия ЭРА-ГЛОНАСС
Технология ЭРА-ГЛОНАСС действует следующим образом:
Система включается двумя способами, либо от нажатия на тревожную кнопку (кнопка с надписью «SOS» у плафона освещения) водителем/пассажиром или автоматически в связи с сильным ударом (фронтальным, боковым, ударом сзади) или переворота автомобиля. В зависимости от показателей датчиков автоматически определяется степень тяжести аварии.
Навигационный модуль расположенный в ЭРА-ГЛОНАСС определяет местоположение попавшего в ДТП автомобиля посредством сетей ГЛОНАСС и/или GPS, если ловит мобильная связь, то информация передается по каналам GSM.
Сигнал о бедствии с данными о местоположении передается посредством сотовой связи в центр сбора данных.
Диспетчер колл-центра связывается с водителем посредством звонка на устройство, установленное на автомобиль.
Если ответа не последовало, или водитель смог подтвердить, что попал в ДТП, то диспетчер передает сигнал со сведениями о происшествии служба немедленного реагирования: спасателям, скорой помощи и ГИБДД.
Стоит отметить, что система срабатывает при включенном зажигании или в течение минуты после его отключения.
Также оператору при ДТП отправляется зашифрованный минимальный набор информации о происшествии: координаты автомобиля, VIN-номер, скорость столкновения, величину перегрузок, цвет машины, тип топлива, номерной знак, модель автомобиля. Система даже может подсчитать количество человек находящихся в автомобиле, по количеству застегнутых ремней безопасности.
Таким образом у водителя есть выбор в том случае, если дорожное происшествие оказалось не очень серьезным, отменить вызов или наоборот, позвать на помощь при другой опасной для жизни или здоровья ситуации на дороге.
Система оповещения состоит из следующих составляющих
Точность определения местоположения автомобиля до 15 метров.
Систему ГЛОНАСС можно приобрести отдельно
Если автомобиль был приобретен за пределами РФ, то его можно также будет оборудовать системой ЭРА-ГЛОНАСС. Урезанная «коммерческая» версия системы оповещения будет отличаться от своей полноценной вариации упрощенной системой вызова экстренных служб, при помощи нажатия на кнопку. Вероятно, это сделано для того чтобы максимально снизить стоимость покупки и установки системы.
Как нужно будет действовать при покупке подержанной иномарки не на территории России.
Алгоритм действий следующий:
Стоимость устройства, плюс его установка обойдется примерно в 23 тыс. рублей.
Набор технических средств не требует обслуживания и рассчитан на весь срок службы автомобиля. Плюс к этому функциональность системы будут проверяться на техосмотре.
Кто может устанавливать «ЭРУ-ГЛОНАСС»?
Установкой занимается только сертифицированный центр. После завершения установки владелец автомобиля должен предоставить документы о наличии терминала в машине в сертифицированную лабораторию, занимающуюся выдачей свидетельств о безопасности системы, получить паспорт автотранспортного средства. В свидетельстве прописывается идентификационный номер аппаратуры.
Нужно ли платить абонентскую плату?
Абонентской платы за пользование ЭРА-ГЛОНАСС нет и эта практика по сути не имеет аналогов в мире. В других странах схожие системы доступны за дополнительную плату.
eCall из Европы
Кстати о зарубежных аналогах. Ближайшим «родственником» ЭРА-ГЛОНАСС можно считать eCall из Европы. Технически eCall работает по схожей схеме. Система срабатывает при дорожно-транспортном происшествии в автоматическом или в ручном режиме, отправляет в местный центр экстренной службы 112 пакет информации, который включает в себя минимальный набор данных: дата и время активации, географические координаты, курс, данные о транспортном средстве и провайдере связи.
ECall совместим с отечественной «Эрой».