globallookpress.com
В 2021 году мир не досчитается от 7 до 9 миллионов новых автомобилей. И все из-за дефицита чипов – или полупроводников.
Уже в первом квартале этого года мировой автопром недовыпустил почти 1,5 миллиона машин. Сильнее всего сбавила обороты Европа. Китай и США синхронно включили заднюю. Во втором квартале ситуация еще хуже – минус 2,5 миллиона автомобилей. За оставшиеся полгода с конвейеров не сойдут еще 5 миллионов единиц.
Нехватка микрочипов началась еще в 2020-м. Из-за пандемии люди стали больше пользоваться гаджетами, бытовой электроникой, медицинскими приборами. Спрос на машины упал. Чипы переехали в другие производства, а когда снова потребовались автопрому, на всех уже престало хватать.
"По нашему производству ударила зимняя буря в Техасе, затем пожар на заводе полупроводников в Японии, а теперь ещё закрытие из-за карантина предприятий в Малайзии", – комментирует ситуацию Харальд Крёгер, член правления Bosch.
"Никто не понимает, когда ситуация улучшится. Мы прогнозируем, что нехватка чипов будет ощущаться до середины 2022 года", – сообщил Джон Лоулер, финансовый директор Ford.
Производство чипов – процесс небыстрый. На создание одного полупроводника тратится до полугода – столько нужно для выращивания кристалла.
В автопроме чипы используют практически везде — в системах запуска, торможения, помощи водителю и мультимедиа. Производители стали экономить на микросхемах для дешевых моделей, приберегая для более дорогих. Кому-то пришлось отказаться от навигационных систем.
Крупнейший российский производитель "АвтоВАЗ" за последние месяцы несколько раз приостанавливал выпуск Lada Granta, Largus и Xray из-за дефицита компонентов.
"Сейчас мы предпринимаем более долгосрочные и решительные меры, такие как замена чипов другими чипами или модулей другими модулями. Мы также благодарны российскому правительству за возможность временно производить автомобили без модулей ЭРА-ГЛОНАСС, в которых также есть микрочипы, с условием, что мы обязательно дооснастим ими автомобили до середины 2022 года", – заявил президент АО Николя Мор.
"Наш завод произвел в Санкт-Петербурге больше автомобилей, чем годом ранее за прошедшее полугодие. Безусловно, мы могли бы производить больше, если бы получали достаточно этих компонентов", – отметил Роман Скольский, директор по коммуникациям Nissan в РФ.
В автосалонах – на машины очередь. И пока небольшой, но рост цен.
"Наши покупатели действительно вынуждены заказывать автомобили с производства и ожидать его. В среднем сейчас срок поставки автомобилей – четыре-пять месяцев. В ближайшее время планируем сократить срок до двух-трех месяцев". – рассказал Алексей Руднев, старший менеджер отдела продаж автосалона.
В выигрыше оказались китайцы – у них проблем с комплектующими нет. Удобная возможность добавить газу и обойти отставших конкурентов.