От московских властей о метро мы слышим только хорошее: новая облицовка вестибюлей и переходов, десятки дополнительных станций в планах ближайших лет, тематические поезда, бесплатный интернет. И только профессионалы знают, как непросто сегодня добиться сохранения безопасности в подземке.
У метро куча проблем. Одна из них — управление составами все чаще доверяют «необстрелянным» новичкам. «Под видом омолаживания кадров руководство проводит списание работников без всяких компенсаций, — рассказал глава профкома ГУП «Московский метрополитен» Николай Гостев. — Списывают под предлогом якобы плохого здоровья, хотя на самом деле причины экономические».
Машинист со стажем один год, по словам Гостева, зарабатывает 65 тыс. руб. в месяц. Тот, кто отработал 10 лет, — уже под 100 тыс. руб. В ходе кадровой реформы одних только машинистов планируется списать около 600 человек, или 10%. Их заменят на «новобранцев». Причем «списываемые по здоровью» — это в основном мужчины 35-40 лет, как говорится, в полном расцвете сил. «По заявлению руководства, безопасность в метро ухудшилась на 3%. На самом деле ситуация намного хуже, — свидетельствует Гостев. — На Бутовской линии, например, кладут сырые шпалы, без пропитки креозотом. Эти шпалы вскоре начинают трескаться».
Весь метрополитен, по словам Гостева, плачет без запчастей. Но зато всех поставили на уши ремонтами 180 вестибюлей. Что, прежние никуда не годились? Да нет. Просто надо было освоить 11 млрд руб. из доходов метрополитена, уверен глава профсоюза.
Пассажиры и сами замечают: в последнее время в метро творится что-то неладное. «На «Комсомольской» прямо в вестибюле появились лужи, которые стоят там месяцами. Это весьма опасная тенденция — лужи говорят о проседании грунта, что в итоге может вывести из строя электропроводку», — комментирует глава Общества защиты прав потребителей в сфере услуг связи, транспорта и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов.
Из линий в наибольшей степени выработали свой ресурс Таганско-Краснопресненская и Калужско-Рижская. Эскалаторы на этих линиях были запущены еще в начале 60-х и имеют срок эксплуатации 50 лет, то есть полностью поменять эскалаторы надо было еще пять лет назад.
Если эскалатор огорожен и идет ремонт, не стоит обольщаться. «Пассажиры видят только вершину айсберга. Да, проводится верхний ремонт, но надо менять колеса эскалаторов, сами машины. Единственный завод, который их производит, находится в Санкт-Петербурге, у него не хватает производственных мощностей, он не справляется с заказами, да и не хочет работать на Москву», — говорит Николай Гостев.
С текущим ремонтом тоже проблемы. Минувшей весной ввиду оптимизации сократили метрополитеновские мастерские. Причем отдел технического контроля сократили полностью.
«Нет людей, нет техники, и при этом мы говорим о продлении линий метрополитена, — подытожил Гостев. — На одних пиар-акциях метрополитен долго не проработает. Концерты в метро, ночь иллюзий — мы только за, но кроме концертов надо еще делать основную работу».
Анна Александрова
Фото Т. Павловой
- ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Профком метрополитена объявил о начале двухмесячной акции «по просвещению москвичей». Начиная с 8 июня работники столичной подземки станут выходить на улицы Москвы с плакатами, рассказывающими о критическом состоянии метрополитена.