ОСАГО: инструкция по применению

Вопросы по использованию «автогражданки» могут возникать не только у новичков, но и у опытных водителей. Тем более, что в последнее время в ОСАГО происходит много изменений, появляются новые сервисы и процедуры.

Наши советы помогут вам решить проблемы, возникающие в процессе использования полисов ОСАГО.

Электронный полис

«При оформлении электронного полиса возникают трудности»

Заключение договора ОСАГО в режиме онлайн – это новинка. С 1 июля 2015 года можно было оформить электронный полис в режиме пролонгации уже действующего договора, а с 1 октября – заключить новый. Серьезных сбоев в системе пока не обнаружено ни страховщиками, ни автовладельцами, однако небольшие технические проблемы все же могут возникать — как-никак, это принципиально новый для России способ оформления страховки.

Крайне редко, но бывает, что сайт выдает ошибку. Как поступать? Убедитесь, что заполнены все до одной графы, причем без ошибок и опечаток – их наличие в дальнейшем это может привести к трудностям с получением возмещения. Чтобы минимизировать такие риски, в ближайшее время РСА получит доступ к базам федеральных органов исполнительной власти, к базам данных ГИБДД и Федеральной миграционной службы. Тогда информация при заключении договора будет дополняться автоматически: если человек зарегистрирован в Российской Федерации, его данные будут «подтягиваться» из этих баз, что исключит возможность внесения ошибочных сведений.

Если же сайт страховой компании «подвисает», не проходит оплата или возникают другие проблемы, то имеет смысл оформить покупку на сайте любой другой страховой компании – в общей сложности 13 страховщиков сегодня предоставляют такую услугу. И можно сообщить о трудностях либо самому страховщику, либо в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Совет РСА: «Напомним, электронный способ оформления ОСАГО полностью безопасен и легитимен. Однако оформлять е-полис нужно только на официальных сайтах страховых компаний, больше – нигде. Поэтому если вы увидели такое предложение на сайте брокеров, страховых агентов, неких сторонних организаций, то знайте, что это – мошенники. С 1 января 2016 года при оформлении е-полиса будет приходить соответствующее sms-уведомление, что договор попал в базу. Это тоже добавит человеку уверенности, что все в порядке».

«Я не хочу платить за е-полис банковской картой»

Плюс электронного полиса в том, что оформить его можно и не выходя из дома, и не доставая кошелек. Однако многие автовладельцы пока еще опасаются загружать свои банковские персональные данные в систему. Это подтверждается и статистикой РСА: когда система еще только тестировалась, тысячи автовладельцев полностью заполнили все графы, но, дойдя до пункта «оплата онлайн», предпочитали все же купить старый добрый «бумажный полис». Тем не менее, в оплате е-полиса онлайн рисков не больше, чем при покупке, скажем, авиа-билета.

Совет РСА: «Вы можете «по старинке» купить полис в офисе страховщика. Можете онлайн, и тогда вам привезут привычную версию на бланке домой или в офис. А можете оформить электронный полис, который вообще не предполагает типографского бланка (но распечатать на принтере полис, извещение о ДТП и возить с собой все равно надо – для ГИБДД). Главное, у вас теперь есть выбор».

Европротокол

«Хочу оформить европротокол, но не знаю, как»

Чаще всего (в 80 % случаев) происходят именно мелкие ДТП, которые подпадают под лимит в 50 тысяч рублей. В последнее время оформлять аварии по европротоколу стали все чаще (в некоторых регионах – более чем в 30 % случаев). Стимулом для этого служит не только простота процедуры, не только уважение к окружающим (зачем собирать многочасовую пробку из-за пустякового повреждения?), но и штрафы за неоставление места ДТП в случае мелкой аварии, которые были введены минувшим летом.

И все же многие автомобилисты предпочитают, как и прежде, вызывать на место аварии сотрудников полиции. Согласно соцопросам, побуждает их к этому именно неуверенность в собственных знаниях.

На самом деле, в заполнении извещения нет ничего сложного – нужно лишь внимательно и правильно расставлять галочки в нужных местах. Правильно записать номер полиса виновника аварии и точно переписать его данные – но и это «не бином Ньютона». Сомневаетесь в себе – фотографируйте документы второй стороны на смартфон. Другая задача – с которой, впрочем, справится и школьник – изобразить схему ДТП. Причем надо нарисовать положение машин не только относительно друг друга, но и относительно «пейзажа»: дорог и разметок, светофоров, конструкций, перекрестков и так далее. Адреса зданий, если есть поблизости, тоже указывайте. Убедитесь, что собрат по ДТП поставил подпись под вашим художественным произведением. Это важно – подписи должны быть и под каждой из колонок с данными по автомобилю А или Б, и в середине бланка, прямо под схемой ДТП. Проверили все графы? Разъезжайтесь, не создавайте пробку. Только не забудьте в пятидневный срок отвести Извещение своему страховщику или отправить по почте с уведомлением.

Совет от РСА: «Изучите, из каких граф состоит извещение о ДТП сразу после его получения от страховщика и задавайте ему вопросы. Можете и сами разобраться, на сайте РСА есть методичка, где написано про оформление этого документа».

«Опасаюсь, что страховая откажет в выплате по ДТП, оформленному по европротоколу»

Процент отказов по этой процедуре такой же, как и по «обычным» ДТП: не более одного отказа на десять обращений. В основном и в том, и в другом случае это происходит из-за неправильно оформленных документов, недостоверной информации, неполных или противоречивых сведений в Извещении.

Совет от РСА: «Если у вас нет согласия с другой стороной на тему того, кто стал причиной ДТП; если вам угрожают или, наоборот, отказываются идти на контакт; если вторая сторона находится в состоянии алкогольного объявления, то вызывайте сотрудников полиции».

Автоюристы

«Мне предлагают услуги автоюристы. Что это такое и чего они хотят?»

Работает это так: вы попали в ДТП, и специальные организации могут предложить «разобраться на месте». Порой их представители пребывают на место аварии раньше сотрудников ГИБДД. В обмен на определенную сумму вам предлагается переуступить право требования. Сумма же обычно не превышает (а нередко и вовсе сильно занижена) среднестатистическую, которая выплачивается по ОСАГО. И, если вы соглашаетесь, то за получением положенного вам возмещения к своему страховщику обращаться больше не сможете.

За вас это делает «автоюрист». Он через суд добивается от страховщика возмещения, сильно (до 100 %) накручивая за «посреднические услуги». Если такое в том или регионе происходит часто, то растет средняя убыточность страхового бизнеса в регионе, что приводит к повышению регионального коэффициента и, как следствие, росту средней цены полиса в этом регионе.

Нужно ли вам это? Если вам нужны деньги прямо сейчас и при этом не важно, можете ли вы в действительности рассчитывать на большую сумму, то, может быть, и нужно. Если же вы хотите получить сполна все, что вам причитается, то лучше не стоит соглашаться.

Совет от РСА: «Уже давно работает безальтернативное прямое возмещение убытка, если в ДТП участвовали два автомобиля и нет пострадавших. То есть вы не обращаетесь к страховщику виновной стороны, клиентом которой не являетесь, и которая по этой причине не стремится вам угодить. Наоборот, теперь вы идете в свою компанию, и она будет стараться выплатить все сполна (а уже потом взыскивать с другой страховой компании по правилам расчета между страховщиками), чтобы завтра вы снова оформили у нее ОСАГО».

Текст подготовлен по материалам информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза»

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //