После ухода большинства мировых автопроизводителей с российского рынка его захлестнула волна китайских машин. Новые бренды и модели потребовали внушительной реструктуризации существующих дилерских центров. Все это, разумеется, требует дополнительных финансовых вливаний, как и организация техподдержки и обслуживания автомобилей на протяжении всего срока службы. Автодилеры считают, что предлагаемые им договоры содержат «элементы монополизма».
Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) отправила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) официальное письмо, в котором просит проверить договоры между автопроизводителями, дистрибьюторами и дилерами на соответствие антимонопольному законодательству и соблюдение принципов честной конкуренции. Само письмо было отправлено исполнительным директором РоАД Игорем Чикиным еще 30 мая, но ФАС подтвердил его получение лишь на днях.
Главными причинами жалобы стали короткие сроки договоров и отсутствие прописанных обязательств автопроизводителей и дистрибьюторов по техподдержке дилеров на протяжении паспортного срока службы продаваемых автомобилей. Кроме того, недовольство вызвали частичные компенсации по гарантийным случаям и навязывание неликвидных моделей и комплектаций. Наконец, в нынешних договорах полностью отсутствуют обязательства автопроизводителей и дистрибьюторов в случае их ухода из России.
Чикин пояснил, что переоформление существующего дилерского центра под стандарты новой марки стоит от 20 млн до 40 млн рублей, которые в среднем могут отбиться не менее чем за пять лет. В то время как автопроизводители навязывают дилерам договоры сроком до года. Другой серьезной проблемой стало чрезмерное завышения планов продаж, в результате чего происходит излишнее накопление автомобилей на дилерских площадках, которое также влетает продавцам в копеечку.
Китайские компании пока никак не отреагировали на запрос в ФАС. Зато АВТОВАЗ заявил, что эта жалоба его не касается, поскольку договоры с дилерами и так периодически проверяются соответствующими органами.