Люди стали полноценными рабами общества массового потребления. Каждую свободную минуту они стараются провести если не в пробке, то в громадном торговом центре, поглощающем человеческий материал без устали и чувства меры. Вокруг этих центров есть автомобильные парковки, где в выходные дни, как правило, царит блаженный хаос. Свободный парковочный слот становится алтарем, на который разгневанные автолюбители во имя шоппинга готовы возложить свои жизни. И все ради такой нужной шторки для ванной или салата со спаржей. К тому же, согласно тенденциям поголовной кроссоверизации с каждым годом растет необходимость втискивать в эти прямоугольники все более крупные транспортные средства. И вот тут в моменты очередного бранного опуса с владельцем соседней машины или с самим собой человек нет-нет да и вспомнит крепким словом не только чью-то мать, но и автомобиль, способный скрасить сомнительное наслаждение всеми прелестями мегаполиса и цивилизации.
Этот автомобиль — Smart. Мини-юбка, гном, микроб, стиральная машинка — называйте как угодно, но то, что когда-то зарождалось как баловство «Мерседеса» и швейцарского часовых дел мастера Swatch, оказалось вполне жизнеспособным проектом. За 16 лет по миру разошлись 1,6 миллиона «Смартов», правда, прибыли концерн Daimler за эти годы едва ли добился. Smart смог сформировать вокруг себя свою собственную нишу современного городского микрокара, но ему нужно держать ухо востро: любой студенческий стартап, посвященный экологии, урбанизации, толерантности и политкорректности, — это непременно очень маленький автомобильчик, часто еще и оснащенный электромоторчиком. Кроме того, представляют опасность и более осмысленные автомобили чуть более крупного размера типа Volkswagen Up и Fiat 500. Положение «Смарта», прозябавшего все это время на одной и той же платформе, было шатким, но теперь все в порядке. Новое поколение к нашим услугам!
Daimler очень постарался, чтобы то, чем машина славится (а она славится габаритами), осталось на прежнем месте. Расстояние от бампера до бампера у нее не изменилось. В высоту она тоже не вытянулась. Smart вырос там, куда растут многие мужчины после 40 лет, а именно в ширину. Он стал шире на 10 см, и это заметно невооруженным глазом. Да, теперь любителям перпендикулярной парковки лицом к бордюру нужно учитывать лишние сантиметры, зато в салоне стало больше места для локтей, а сам автомобиль стал стабильнее вести себя в поворотах. Несмотря на то, что находясь в машине, вы можете одновременно дотянуться и до лобового, и до заднего стекла, в «Смарте» достаточно свободного пространства. Проверено на себе: автомобиль увез все продукты, купленные в «Ашане» для двоих взрослых на три недели вперед. Понятно, что аппетиты у всех разные, и тут все будет зависеть исключительно от таланта утрамбовывания. Кроме того, Smart потрясающе крутится вокруг своей оси. Спереди рулевой рейке ничто не мешает, поэтому колеса выворачиваются на 51 градус, и автомобиль демонстрирует рекордный диаметр разворота в 6,95 метров. Одним словом, все, для кого парковка и маневрирование превращаются в кромешный ад, должны снова сесть за парту автошколы… Ну или на крайний случай заглянуть в дилерский центр Smart.
Внешность нового ForTwo по праву доминирует над нелепо-овальным дизайном прошлых двух поколений. Он квадратнее и аккуратнее. Фары и фонари приобрели столь важные светодиоды. Цвета — только яркие… Тот, кто выбирает серебристый, делает окружающему миру медвежью услугу. Нет смысла бояться цвета, особенно на «Смарте». А поскольку кузовные пластиковые панели съемные (как на смартфоне), вы можете превратить своего карлика в Арлекина.
Удивительный факт: интерьер занимает 75% длины автомобиля. Здесь немножко окунаешься в прошлое, которого порой очень не хватает. И первый признак в том, что машина заводится ключом, а не кнопкой, будь она неладна. Второй признак в том, что температура настраивается забавным слайдером, похожим по принципу на советские весы, на которых взвешивали детей в школах, точно так же передвигая гирьку по шкале. Материалы салона нельзя назвать премиальными. Да, здесь много пластика, но аналогия возникает скорее с панелью смартфона (опять он), чем с пластиковой бутылкой. Выразимся витиевато: будучи недорогим, интерьер не выглядит дешевым. Ну и раз уж смартфон так отчаянно просится в текст, скажем и про него два слова. Молодое поколение самозабвенно любит гаджеты и заявляет, что автомобили им безразличны. Во-первых, они лжецы, а во-вторых, перед ними первая подставка для смартфона с колесами. Действительно: из центральной консоли торчит кронштейн. Причем незадолго до «Смарта» коллега нараспев хвалил Bentley Continental, называя его единственным автомобилем, где предусмотрена подобная опция для его драгоценного «Айфона». В «Смарте» все еще лучше. Инженеры подумали: зачем размещать в машине дорогой цветной жидкокристаллический дисплей, если сегодня почти все носят его в карманах. Таким образом, ваш телефон через Bluetooth интегрируется с машиной через специальное приложение и служит тем самым экраном, с которого можно управлять различными функциями.
В 60-е и 70-е годы вы могли купить дешевый заднеприводный и заднемоторный автомобиль почти на каждом шагу: у VW, Renault, Fiat, Subaru, Suzuki, Mazda, Skoda, Chevrolet, ЗАЗа. Насколько эта компоновка была популярна раньше, настолько она полностью забыта сегодня. Если вы хотите, чтобы мотор барахтался позади задней оси, ваши единственные кандидаты —Porsche 911 и Smart. Ко всему прочему с момента снятия с производства ВАЗовской классики Smart удерживает уверенное лидерство в категории самых дешевых машин с задним приводом. Ближайшие его преследователи — это Caterham Seven, Mazda МХ-5 и, как ни странно, Ford Mustang, ни один из которых в России не продается.
Итак, в задней части автомобиля не покладая поршней трудится 0,9-литровый 3-цилиндровый турбированный агрегат мощностью 90 л. с. Во время разработки мотора Smart много консультировался с Ford, который в свое время произвел фурор своим однолитровым 3-цилиндровым «Экобустом». С двигателем сопряжен 6-ступенчатый робот с двумя сцеплениями, и это самая громкая и радостная новость. Слава богам, что прежняя порочная автоматизированная коробка была наконец казнена. Кстати, доступна и 5-ступенчатая механика, но только на моделях с жестким верхом и мотором послабее.
В попытке откреститься от старых и никому не нужных механизмов Smart нашел верного товарища в лице Renault, который также размышлял над своим самым маленьким Twingo. В итоге вместе они разработали новую платформу. Модель ForFour, которая представляет собой ForTwo с неожиданной пристройкой сзади, практически идентична (кроме интерьера, электроники и некоторых других компонентов) Renault Twingo. Ну а наш подопечный благодаря хотя бы собственному полусферическому каркасу безопасности Tridion гораздо более уникален.
В движении ForTwo— никакая не гауптвахта, не карцер и не скамейка для штрафников. Подвеска у машины мягкая, но жесткая! Другими словами, все претензии к комфорту обусловлены короткой базой. За возможность парковаться перпендикулярно приходится расплачиваться сполна. Мы убедились, что идеальная среда «Смарта» — это действительно город (хотя и там на лежачих полицейских приходится веселее, чем обычно). Дело в том, что многие загородные трассы находятся не в лучшем состоянии, а для «Смарта» каждая неровность — это трамплин, поэтому, находясь за рулем, водитель просто обязан приклеить свои глаза к поверхности асфальта и постоянно маневрировать между ямками, иначе Smart будет козлить и брыкаться. Поверьте: на скорости под 100 км/ч это не очень приятно.
Ну а теперь поговорим о том, ради чего мы все сегодня собрались. Допустим, вы сделали сознательный выбор пожертвовать практичностью ради того, чтобы беспечно шнырять по узким городским улочкам и по парковкам. Вы присмотрелись к очень милому автомобилю, который будет скорее аксессуаром вашего стиля жизни. Теперь не прогадайте: потратьте лишнюю пачку денег и купите кабриолет. С механической точки зрения он идентичен своему жесткокрышному близнецу, но с эмоциальной это совсем другая машина. По нажатию кнопки матерчатая крыша (ей также можно управлять дистанционно) за 12 секунд и на любой скорости обнажает бесконечное небо над головой. Нажмите кнопку еще раз, и она скукожится на крышке багажника, освободив еще 20 сантиметров сзади. Но не останавливайтесь на этом: демонтируйте два рейлинга и сложите их в специальный отсек с выемками в багажнике. Упражнение на развитие легкой моторики рук окончено! Механизм крыши добавляет к массе «Смарта» около 90 кг, что немало для такого крошечного автомобиля. Спринт до 100 км/ч кабриолет проходит за 11,5 секунды, в то время как купе делает это на секунду быстрее.
Если вас настораживает безопасность нового «Смарта», не переживайте: в этом компоненте он гораздо лучше своих предшественников. В попытке максимально усилить конструкцию Daimler использовал больше высокопрочной стали. Пока он это делал, тесты на безопасность EuroNCAP стали более строгими, поэтому Smart получил 4 звезды из 5 возможных. Конечно, нельзя игнорировать или как-то по-своему трактовать законы физики, но Smart действительно очень грамотно собран. Владельцы больших кроссоверов с усмешкой скажут, что их машины автоматически безопаснее, но это утверждение верно лишь при специфических обстоятельствах. Не нужно путать большое с безопасным и ставить знак равенства между маленьким и небезопасным. В конце концов, если боитесь, ездите на бульдозере или вообще сидите дома.
В одной из вялотекущих пробок на МКАДе в салон «Смарта» сверху заглянул водитель фуры Renault Magnum. С добродушной улыбкой он стал интересоваться техническими характеристиками, опциями, стоимостью (кстати, наша версия стоит от 1 177 000, что многие собеседники сочли весьма приемлемым). Каждый наш ответ он передавал по рации своему напарнику, ехавшему следом. Таким образом, в центре МКАДа у нас организовалась мини-конференция, посвященная «Смарту»-кабриолету. Узнав все подробности, дальнобойщики раскланялись и напоследок подняли вверх большой палец. То есть если Smart получил одобрение даже от людей, большую часть жизни проездивших на гигантских грузовиках, то он точно сдал главный экзамен своей жизни.
P. S. Интересно, как владельцы больших зубастых собак относятся к популярным нынче вечно трясущимся карманным невнятностям?!
Фотогалерея:
56 фото
Антон Ковалев
Благодарим компанию ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» и лично Надежду Герберг за предоставленный автомобиль, а также Наталью Корченкову, Сергея Доманчука и Сергея Дегтярева за помощь в подготовке материала.