«Лада Гранта»: Как поймать лису за хвост
Это только кажется, что подновить популярный, востребованный и, главное, доступный по цене автомобиль не представляет труда – и так, мол, купят. На самом деле такая задача для дизайнеров и инженеров весьма непроста. Примерно как из камня сделать пар.
На Стрельной горе живут удивительные лисы – они почти не боятся людей, и дети с восторгом смотрят, как родители кормят рыжих хитрованок печеньем и яблоками. Люди постарше приезжают сюда насладиться потрясающими видами – бескрайние волжские просторы опьяняют ароматом степного разнотравья, завораживают широтой, раздольем и тишиной, отрешенностью от всего суетного и мелкого. Случаются в окрестностях миражи, световые и даже пространственно-временные аномалии. Сюда залетают огненные шары-летуны – их еще называют «эйвсь». То ли мистика, то ли «влияние тектонических процессов, сопровождающихся активным выделением энергии»…
С рестайлингом седан подорожал на 10 000, лифтбек на 2000 руб. А хэтчбек и универсал подешевели на 23 700 и 28 300
Впрочем, мы отправились на Стрельную не глазеть на зеленого дятла или лесную соню и не охотиться за летунами. Просто дорога сюда из Тольятти – идеальная трасса, чтобы оценить способности автомобиля. Тем более такого, как «Гранта». Новая «Гранта».
Что главное?
Ведь Тольятти сегодня – настоящий «Гранта-таун». Если года три назад улицы бывшего советского автограда кишели старенькими «Жигулями», пожилыми «восьмерками», молодящимися «Приорами», то сегодня здесь авто номер один – «Гранта» и ее сестричка «Калина». Именно поэтому (или вопреки этому, вот ведь парадокс!) целых два дня мы буквально купались во всеобщем внимании: мой серебристый седан и красный лифтбек разглядывали из окон проезжающих машин, нам не давали прохода во время фотосъемки, заглядывали внутрь, чтобы рассмотреть салон, одобрительно или задумчиво кивали похорошевшей физиономии автомобиля.
Пластик отделки дешевый на вид и жесткий на ощупь. Практически все переключатели работают с характерным усилием
А выражение лица у «Гранты» теперь и впрямь совсем другое. «Что важно при работе с «Грантой»? – объяснял шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин. – Подчеркнуть ее принадлежность к модельному ряду. Поэтому приоритетом была передняя часть. Мы сделали ее как можно вертикальнее, а капот максимально горизонтальным, проработали корму, чтобы она не казалась слишком узкой и высокой».
А ведь поначалу, когда Стив стал внед-рять на тольяттинских моделях пресловутые «икс-линии», я, признаться, сомневался – слишком радикально, слишком резко. Теперь, глядя на изменившееся до неузнаваемости грантово личико, могу лишь признать правоту маститого англичанина. Машина не просто выглядит свежее, а, что куда важнее, солиднее и богаче, дороже. Сейчас ее нетрудно спутать со старшей сестрой «Вестой». Что, собственно, и требовалось.
Прощай, «Калина», и снова здравствуй
А отличить машину от предшественницы можно и с «филейной» части – проще всего по номерному знаку. Переехав с бампера на крышку багажника, он, в полном соответствии с мыслью Маттина, сделал корму «Гранты» не столь грузной. Собственно, на этом рассказ о внешних изменениях можно и заканчивать. «Разумеется, вы не можете поменять все, – улыбается Стив. – Потому что, если изменения коснутся боковой части, вам придется нарисовать совершенно новый автомобиль».
Впрочем, есть одно изменение – и внешнее, и весьма радикальное, – которое не ускользнуло от наблюдательных тольяттинцев. Ведь на хэтче, лифтбеке и универсале красуется то же имя, что на седане – все это теперь «Гранта», а «Калина» осталась в прошлом.
Зато в салоне обновленной машины обнаружилось калиново наследство – передняя панель от хэтча. И прежде ее можно было заказать на дорогие модификации «Гранты», а теперь более современное и эргономичное торпедо стало базовым – для всех версий. Симпатичные пластиковые вставки, более интересные руль и центральная консоль, живенькие оранжевые нимбы на циферблатах приборов с радиальной оцифровкой, черно-белый дисплей борткомпьютера вместо зелено-черного, новая рукоятка «ручника», иная обивка кресел – так однозначно лучше. Из других полезных приобретений – более широкие подголовники и ощутимая боковая поддержка на диване. Регулировкой по высоте на 40 мм оснастили кресло водителя в дорогих версиях.
Наперегонки
Правда, даже в относительно короткой поездке выяснилось, что само сиденье не слишком удобное – спина устала уже через сотню километров, что, впрочем, не удивительно, – новая обивка и лифт старое кресло не спасут, его бы, по-хорошему, вовсе заменить. Зато порадовала (хотя тоже не удивила) подвеска: 8-километровый серпантин от КПП заповедника на вершину Стрельной моя «Гранта» преодолела быстро, без напряга, гордо оставляя позади осторожно ползущие легковушки и кроссоверы всех мастей. Разбитый асфальт сменялся лесной грунтовкой, переходил в каменистый грейдер, петляя по склону горы, а я и мои пассажиры никак не ощущали трэша под колесами. Браво, «Гранта»!
На ровном и свежем асфальте «немецкой дороги», проложенной еще в 1943-м военнопленными (и не только немцами, кстати) и недавно подновленной, машина, конечно, не могла тягаться с теми, кого мы только что обгоняли на серпантине. Тем не менее для бюджетного автомобиля возможностей 106-сильного мотора и «автомата» Jatco и на шоссе хватало вполне. Да, обгоны необходимо тщательно просчитывать, к педали тормоза, которая начинает работать в последней трети хода, привыкать, а на трассе, где скорость ограничена 130 км/ч, лучше к этому лимиту не приближаться – в салоне становится шумно и как-то неуютно. Но что вы хотите за такие деньги?
Кстати, за какие? Вообще говоря, с рестайлингом «Гранта» подорожала – до 420 000 рублей. То есть, седан прибавил 10 000, а лифтбек – 2000 рублей. Однако, во-первых, машина стала не настолько дороже, насколько лучше. А во-вторых, хэтчбек и универсал, то есть, бывшие «Калины», даже подешевели – на 23 700 и 28 300 соответственно. Конечно, помня о бесплатном сыре, не стоит думать, что цены уронили из чистого альтруизма – все дело в слегка усохших комплектациях пятидверок.Но, согласитесь, сделать автомобиль совершеннее технически, симпатичнее внешне, удобнее внутри, да еще и дешевле – задача непосильная на только для Стива Маттина и его коллег, но и для оживлявшего кукол доктора Гаспара. И уж точно потруднее, чем поймать за хвост лисицу на Стрельной горе.
Текст Александр Мельник, фото Алексей Рюмин.
Источник: Журнал «Автомобили» [9 ноября 2018]