На вопросы об особенностях нового порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт и итогах первого этапа перехода отвечает заместитель руководителя УФНС России по Московской области Николай Баценков.
— В чем заключается новая схема обмена информацией о расчетах?
— Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, вступившим в силу 15 июля 2016 года, внесены изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающие поэтапный переход к новому порядку применения контрольно-кассовой техники, согласно которому все данные о продажах передаются в налоговые органы в режиме онлайн.
Указанная технология основана на том, что ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), на которой фиксировались все транзакции, в новых контрольно-кассовых аппаратах заменена на программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных (фискальный накопитель). Данные в режиме «онлайн» с ККТ отправляются в налоговые органы, а покупателю выдается кассовый чек. Каждый кассовый чек фиксируется у специализированного оператора связи — третьего независимого и незаинтересованного лица — с присвоением чеку уникального номера, с невозможностью в дальнейшем корректировки информации о расчете. То есть передача данных с ККТ в налоговую инспекцию осуществляется следующим образом — электронные копии выданных кассовых чеков направляются в налоговый орган через оператора фискальных данных.
— В чем плюсы перехода на онлайн-кассы для компаний и индивидуальных предпринимателей?
— Применение онлайн-касс создает равные конкурентные условия для бизнеса, упрощает жизнь предпринимателям за счет возможностей бесконтактной системы администрирования кассовой техники, сокращения документооборота, использование инструментов бизнес-аналитики онлайн, что позволяет эффективно управлять бизнесом, контролируя выручку и работу персонала. Кроме того, переход на новую систему обмена данными позволит существенно упростить регистрационные процедуры, отпадет необходимость личного посещения ИФНС при первичной регистрации ККТ, ее физического осмотра и опломбирования, снизит расходы компаний, связанные с эксплуатацией касс.
— Какова средняя стоимость оборудования, обеспечивающего требования Федерального закона №290-ФЗ?
— В настоящее время на рынке присутствуют различные ценовые предложения по новой контрольно-кассовой технике в зависимости от необходимого пользователю функционала, в том числе контрольно-кассовая техника стоимостью до 18 тысяч рублей, включая фискальный накопитель. Такая контрольно-кассовая техника доступна для заказа на сайтах производителей с фиксированными сроками доставки. Комплекты ККТ со встроенным функционалом передачи электронных чеков на адрес электронной почты или абонентский номер стоят дороже – данный функционал в менее дорогих ККТ реализуется через оператора фискальных данных.
Кроме того, большинство моделей контрольно-кассовой техники может быть модернизировано путем проведения однократной доработки. Выбор остается за пользователем ККТ. В специальном разделе на официальном сайте ФНС России или на сайте производителя контрольно-кассовой техники пользователь может узнать информацию о возможности и стоимости модернизации используемой им в настоящее время контрольно-кассовой техники, а также получить информацию о новых моделях контрольно-кассовой техники с фотографиями, техническими характеристиками, ценами и контактной информацией. Следует отметить, что формирование конкурентного рынка профессиональных участников приводит к последовательному снижению цен на рынке.
— Каковы итоги первого этапа перехода на новый порядок применения контрольно – кассовой техники?
— В настоящее время в Московской области на новый порядок применения ККТ перешли порядка 10 тысяч индивидуальных предпринимателей и свыше 17 тысяч юридических лиц. Зарегистрировано свыше 88 тысяч касс нового поколения, способных в режиме онлайн передавать в налоговые органы данные о расчетах. Процент переведенного парка ККТ, который планировалось зарегистрировать на первом этапе реформы, превысил 100%.
— Все предприниматели успели перейти на новый порядок и приобрести необходимое оборудование?
— Да. В определенный момент мы фиксировали информацию о дефиците ККТ с фискальными накопителями. На сегодняшний день эта проблема решена, в первую очередь за счет формирования конкурентного рынка: если в начале переходного периода было всего 2 производителя ККТ и 1 производитель фискальных накопителей, то сейчас в реестре уже 36 производителей ККТ и 3 производителя фискальных накопителей. Значительно увеличилось количество моделей контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей. В реестр фискальных накопителей включена первая модель со сроком эксплуатации 36 месяцев, и произведено десятки тысяч экземпляров такой модели. Имеют разрешения на обработку фискальных данных 14 организаций.
— Как осуществляется подготовка ко второму этапу реформы — переходу на применение онлайн — касс с 01.07.2018 субъектами малого и среднего бизнеса?
— Второй этап реформы предполагает плавный переход на применение онлайн — касс теми субъектами бизнеса, которые раньше не были обязаны применять ККТ – в частности: индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения, организациями и ИП плательщиками ЕНВД, а также оказывающими услуги.
В добровольном порядке названный сегмент бизнеса может уже сейчас зарегистрировать онлайн-кассу и работать на ней. Обязательное же применение ККТ для них стартует с 01.07.2018.
В настоящее время бизнес, относящийся к такой группе, мы ориентируем на правила перехода, нюансы дальнейшей работы с ККТ, такие, например, как возможность использовать фискальный накопитель со сроком эксплуатации 36 месяцев, выбрать наиболее удобную для себя модель ККТ.
Также мы предлагаем предпринимателям заблаговременно заключать договора на поставку контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей. Эти меры позволят производителям обеспечить потребности рынка в ККТ и фискальных накопителях и не допустить создание дефицита.
ФНС России готова к переводу налогоплательщиков «второй волны» на новый порядок применения ККТ.
— Как быть предпринимателям, которые осуществляют свою деятельность на территории, где нет устойчивого интернет-соединения?
— Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.04.2017 №17РВ-10 во исполнение пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно – кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» определен перечень отдаленных от сетей связи местностей, на территории которых кассу можно применять в автономном режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Хочу подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о праве не применять контрольно-кассовую технику, а об отсутствии обязанности передачи информации в онлайн режиме и, соответственно, заключения договора с ОФД.
— Куда могут обратиться предприниматели за консультацией по вопросам нового порядка применения ККТ?
— Внедряя в повседневный обиход онлайн-кассы, налоговые органы Московской области оказывают всевозможную помощь в регистрации новой техники и работе с ней, ведут полномасштабную информационную кампанию для предпринимателей. Проводятся семинары, во всех налоговых инспекциях организована работа открытых классов, где налогоплательщик может проконсультироваться у налоговиков по вопросам, связанным с работой на новых контрольно-кассовых аппаратах, получить информацию о преимуществах нового порядка, моделях ККТ. Также в рамках семинаров и открытых классов специалисты налоговой службы помогают решить возникающие проблемы при регистрации ККТ. График запланированных в Московской области семинаров и открытых классов по переходу на новый порядок применения ККТ размещен в региональном разделе сайта ФНС России. Там же указаны телефоны горячей линии.
— Расскажите о мобильном приложении покупателя – инструменте гражданского контроля
— Мобильное приложение покупателя позволит покупателю проверить чек ККТ (корректность отражения в нем информации о расчете и факт передачи его в налоговый орган), а затем по своему усмотрению распорядиться им, например, сохранить для собственных нужд или переслать в налоговый орган, если выявлены какие-либо нарушения.
В приложении есть функционал по формированию и считыванию QR-кодов. Это двухмерные цифровые коды, которые распознаются простыми техническими средствами практически любого мобильного устройства с соответствующим программным обеспечением. В QR-коде, например, могут содержаться данные о номере телефона или адресе электронной почты. В QR-код «помещается» основная информация о расчетах (кто осуществил расчет, его сумма и дата, сведения о фискальном признаке, которым подписан чек). Такое решение позволяет сделать процедуру проверки чека простой и быстрой.
Поскольку у покупателя появляется возможность получать чек в электронном виде, в приложении предусмотрена функция перевода e-mail или номера мобильного телефона покупателя в QR-код. Так, покупатель может показать на экране мобильного телефона открытый QR-код, который кассир считает сканером. В результате продавец автоматически получает сведения о том, на какой адрес отправить покупателю чек в электронном виде. То есть если покупатель при расчете в магазине захочет получить чек в электронном виде, то ему на кассе не потребуется диктовать свой e-mail, он будет считан с экрана мобильного телефона и сразу же поступит в ККТ для передачи чека в электронном виде покупателю.
Стоит отметить, что на днях на рассмотрение Госдумы поступил законопроект №273256-7, который вносит поправки в статью 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, в части изменения сроков внедрения онлайн-касс для некоторых категорий бизнеса. Таким образом, парламентарии предвосхитили планы чиновников, одобренные Президентом России об увеличении льготного периода внедрения онлайн-касс для льготных категорий ИП и организаций.
- ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения;
- организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД;
- организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению;
- организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов;
- организации или ИП, которые до вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, были вправе не применять контрольно-кассовую технику.
Все вышеперечисленные категории налогоплательщиков, в случае одобрения инициативы, смогут продлить срок осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники до 1 июля 2019 года.