Международный день глухих людей

На сегодняшний день депривация слуховой функции является довольно распространённым сенсорным нарушением. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, 278 миллионов человек во всем мире страдает глухотой или имеет проблемы со слухом. Основой классификации людей с подобными нарушениями служат критерии, выделенные Р.М. Боскис, – к ним относятся: степени потери слуха, время потери слуха, уровни развития речи. В соответствии с этими критериями выделяют две группы людей – глухие и слабослышащие (тугоухие). Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление хотя бы минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха и восприятие обращённой речи на самом близком расстоянии от ушной раковины. Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое её восприятие даже на самом близком расстоянии от уха. Данные группы имеют как физиологические, так и психологические особенности.  Особенности развития личности людей с нарушениями слуха зависят от ряда факторов: 1) времени поражения слуха, 2) степени потери слуха,3) уровня интеллектуального развития, 4)  отношений в семье, 5) типа посещаемой школы, 6) сформированность межличностных отношений, 7) наличия или отсутствия слуха у родителей.  Глухой ребёнок с первых месяцев жизни попадает в неблагоприятные условия развития, испытывает трудности во взаимодействии с окружающим миром. Определяющее значение в его развитии имеет тот факт, что личность формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками в ходе усвоения социального опыта. При этом сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет все более значимую роль в возникновении и формировании у него определенных черт личности.  В результате недостаточного развития речи, меньшего объёма знаний, которыми располагает не слышащий ребёнок по сравнениям со слышащими сверстниками, а также ограниченность общения с окружающими, обнаруживает  более  замедленный темп становления его личности. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности в различных областях   жизни общества. Глухие дети  менее  социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники. Но при этом выявлено, что глухие дети глухих родителей относительно более   социально зрелы, чем глухие дети слышащих родителей.

Существует много разных мнений по поводу особенностей характера глухого человека. Одни авторы подчёркивают только отрицательные качества, такие как гордость, самонадеянность, обострённое самолюбие, недоверие к окружающим и враждебное отношение к слышащим, излишнее беспокойство (Э. Блейлер, В.А. Гиляровский). Так, психиатр Э. Блейлер писал о глухих людях: «Глухой, даже если он сам по себе умён, без специального обучения будет душевным калекой в наиболее важных отношениях, кроме того, он не в состоянии правильно оценить отношение окружающих и поэтому он делается раздражительным, сердитым, недоверчивым. Приобретённая тугоухость, тоже действует на психику в этом смысле, причём больше всего бросается в глаза недоверчивость, доходящая временами до бредовых идей» (О.М. Рожко). Ю.А. Маслова особо подчёркивает, что для глухих характерны следующие личностные особенности: внешний локус контроля, низкая значимость активной жизненной позиции и высокая значимость умственных способностей, а также межличностных, в первую очередь – семейных отношений. Отметим, что значимости семьи существенно возрастает при формировании личности ребёнка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет взаимодействие ребёнка с окружающей средой. От того, как родители относятся к дефекту, акцентируют именно на нём своё внимание или больше обращаются к достоинствам ребёнка.

Адаптация зависит от  само принятия и само восприятие ребёнка, а в дальнейшем – и развитие его идентичности. Чрезмерное внимание, забота, жалости, лишение малейшей самостоятельности могут привести к формированиям иждивенческих тенденций у ребёнка. И, наоборот, как подчёркивают А.В. Сюзева и Ю.Р. Сафонова, игнорирование, пренебрежение по отношению к его потребностям порождает такие негативные личностные жертвы, как импульсивности и агрессивности.  Вопрос  об агрессивности людей, имеющих нарушение слуха, заслуживает отделённого рассмотрения, т.к., несмотря на то, что в настоящее время существует достаточное количество работ, посвящённых изучению агрессивности личности в норме и при различных патологиях, данная проблема относительно не слышащих людей остаётся малоизученной. Ещё Л.С. Выготский отмечал наряду с такими качествами глухих, как чувство любви и привязанности, наличие и дурных черт характера (вспыльчивости, злобности, недоверчивости, эгоизм), которые являются не врождёнными, а зависят от внешних обстоятельств. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свои неполноценности не биологически, а социально. Живя среди людей с нормальным слухом, глухие замечают отличия в отношении к себе сравнительно с отношением к их слышащим сверстникам. Неудовлетворённости потребности в общении, социальная изоляция, влекущая за собой состояние фрустрированности, приводит к преобладаниям отрицательных эмоций, раздражительности, агрессивности или инертности. В данном случае блокированной оказывается потребности в общении. Таким образом, встречающаяся агрессивность у некоторых людей с нарушениями слуха скорее не черта их личности, а показатели уровня благополучия их социальной адаптации.

С каждым человеком нужно общаться отдельно. И подход также должен быть человеческий. Не нужно пугаться глухого человека – наладить контакт с ним бывает зачастую даже проще, чем с некоторыми слышащими людьми.  Все мы должны помнить о том, что глухие люди – это часть нашего общества. Мы их видим, но не замечаем. А ведь всякий человек хочет обладать свободой выбора, равными правами с остальными. И так же, как и мы влияем на будущее глухих людей, так и наше поведение по отношению к ним определяет, достойны ли мы называться цивилизованным обществом.

 

Дроздова О.В. (мед. психолог ПНДО г. Солнечногорска)

Поделиться ссылкой:

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //