Однажды мы с удивлением и тревогой обнаруживаем, что нашего школьника становится невозможно усадить за уроки, он тяжело просыпается по утрам, дневник пестрит учительскими ремарками и замечаниями. Что же происходит?
Скорее всего, ваш ученик просто устал. Попробуем разобраться, каковы причины и что можно предпринять.
Ранний подъём
Первый урок в российских школах начинается около восьми-восьми тридцати утра. Это значит, что вставать нужно минимум в семь, а то и раньше, ведь необходимо ещё успеть добраться, и желательно с запасом времени. Детям непросто просыпаться с наступлением холодов, а к февралю-марту становится ещё сложнее.
Нагрузки
Ритм жизни современных школьников порой напоминает гонки по вертикали. Рано утром они отправляются в школу, потом – на дополнительные занятия, а по возвращению их ждёт ещё и выполнение домашнего задания. Посудите сами: ученик проводит в среднем около девяти с половиной часов на занятиях (уроки, перемены, группа продлённого дня, кружки и секции), а ведь нужно ещё и дома позаниматься. Отдельно стоит упомянуть о старшеклассниках: на их плечах ещё и репетиторы, плюс подготовка к экзаменам..
Шестидневка
С пятого класса во многих школах начинается шестидневная учебная неделя. На всё про всё у детей один выходной, за который надо успеть и отдохнуть, и домашнее задание на понедельник сделать. А ведь есть ещё и увлечения.
Сезонная усталость
Психологи называют это явление синдром третьей четверти. Как известно, она самая длинная и выпадает на ненастные и нестабильные месяцы. Обычно именно к этому периоду дети больше всего утомлены.
Время действовать!
Изменить погоду за окном и расписание занятий мы не в силах. Но кое-что можно сделать.
- Больше бывайте на свежем воздухе, занимайтесь чем-то активным. Это могут быть семейные прогулки в парке с играми (в мяч, бадминтон), катание на велосипедах. Зимой –лыжные пробежки, коньки, санки, строительство снежной крепости или снеговика. Не забывайте хорошенько проветривать квартиру.
- Помогите своему школьнику организовать пространство и время. Прекрасно, если его рабочий стол полон ящиков и полок: они помогают раскладывать вещи по местам, избегая беспорядка. Чёткая структура приведёт в порядок и мысли. Между выполнением заданий необходимо делать перерывы, в которые можно перекусить или поиграть. Контролировать себя школьник сможет с помощью таймера. И помните: ребёнок очень нуждается в свободном времени, которое он может посвятить своим личным, а не домашним делам.
- Хвалите за успехи, поощряйте приятным: вкусным блюдом, симпатичным сувениром или долгожданным жетоном с супергероем для коллекции.
- Будьте готовы выслушать любые жалобы – на одноклассника-задиру или несправедливость учителя. Утешьте, не вините. Сейчас понимание и одобрение близких важно как никогда.
- В конце концов, позвольте вашему школьнику пропустить один учебный день, если видите, что он действительно устал. Пусть выспится, займётся любимым делом. Такой внеплановый прогул поможет набраться сил к следующей неделе.
Наших детей очень утомляет монотонность, которой наполнены их дни. Мозг устаёт от рутины, истощается, ему не хватает энергии, поэтому всё сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Один доктор-невропатолог на вопрос встревоженных родителей, как им лечить ребёнка, просто ответил: «Любите его». И тут не поспоришь: любовь, понимание и забота, действительно, лучшие лекари.