При назначении лекарственного препарата федеральной клиникой необходимо наладить информационное взаимодействие между центром и региональными властями. Такой подход предложен на совещании в Совете Федерации по лекарственному обеспечению больных орфанными заболеваниями.
Фото: council.gov.ru
Министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов заявил о необходимости информационного обмена между федеральными медорганизациями (ФМО) и регионами для качественного лекарственного обеспечения. На совещании в Совете Федерации 3 апреля он предложил систематизировать процесс назначения терапии: по его мнению, этим должны заниматься уполномоченные лица.
Мелик-Гусейнов рассказал о типичной ситуации, когда пациенту выписывают препарат в федеральном центре и он, минуя областной Минздрав, идет в суд для обеспечения доступа к лекарству. По мнению министра Нижегородской области, гораздо эффективнее было бы, если бы региональные органы здравоохранения получали информацию о таком пациенте сразу.
Кроме того, по его словам, часто в ФМО решение о назначении терапии принимают научные сотрудники. «Мы считаем, важно систематизировать процесс выписки препаратов федеральными клиниками. На федеральном уровне лекарство должны назначать уполномоченные лица, это должна быть врачебная комиссия», – сказал Мелик-Гусейнов.
Он уверен, что нельзя выписывать рецепты на так называемые лекарства последней надежды, когда не известен эффект препарата. Мелик-Гусейнов также предположил, что федеральные центры могли бы сами начинать лечение теми препаратами, которые они назначают, а регион продолжал бы обеспечивать пациента после его возвращения.
Министр здравоохранения Калужской области Константин Пахоменко поддержал эти предложения.
Кроме того, на совещании представители региональных властей подняли тему передачи на федеральный уровень части орфанных заболеваний, например, речь шла о болезни Фабри и ночной гемоглобинурии.
Мелик-Гусейнов также предложил использовать механизм риск-шеринга при обеспечении препаратами пациентов с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями. По его словам, в мире примеры использования такой практики известны, они позволяют экономить государственные затраты или средства страховых компаний.
Заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев отметил, что внедрение такого механизма – сложный процесс. «Во-первых, нужна визуализация пациентов, во-вторых, должны быть научно обоснованные, прозрачные, легко прослеживаемые критерии эффективности терапии. В-третьих, необходимы поправки в законодательство, которые будут внесены, только если мы убедимся, что система работает», – сказал он. Представитель Минздрава предложил протестировать механизм риск-шеринга силами благотворительных фондов, в том числе «Круга добра», поскольку такие организации свободны в переговорном процессе.