Доклад об экономической эффективности страховой модели финансирования здравоохранения и путях развития ОМС в России, подготовленный специалистами НИУ «Высшая школа экономики» под руководством директора Центра политики в сфере здравоохранения Сергея Шишкина, был представлен 22 апреля на круглом столе в Общественной палате РФ.
С точки зрения авторов исследования «Анализ состояния страховой медицины в России и перспективы ее развития», ключевые изменения следует направить на формирование конкурентной и устойчивой модели ОМС с реализацией классических страховых принципов, а также на усиление роли негосударственных субъектов в сфере бесплатного здравоохранения.
Эксперты НИУ ВШЭ считают, что в случае смены механизма финансирования со страхового на бюджетный (сметный) российское здравоохранение неизбежно столкнется с негативными последствиями. Придется увеличить на 2/3 расходы на медицину из бюджетов субъектов Федерации для компенсации упраздняемых взносов работающих граждан. Надо будет выстраивать новую систему выравнивания финансового обеспечения здравоохранения регионов, а значит, существенно изменить действующее законодательство, прежде всего, бюджетное. Это будет сопровождаться снижением пациенториентированности: гражданам станет сложнее получить медицинскую помощь вне региона проживания, ограничится право выбора медорганизации, ослабнет конкуренция между ними и т.д.
Не допустить появления этих проблем можно за счет последовательного укрепления системы ОМС с помощью поэтапного перехода к полноценной рисковой (конкурентной) модели. Суть таких изменений состоит в следующем. Страховым компаниям будет передана финансовая ответственность за риски превышения плановых затрат на оказание медицинской помощи и право распоряжаться частью возможной экономии этих средств при неснижаемом качестве медицинских услуг. Риски покрытия сверхплановых расходов будут разделены между фондами ОМС, страховыми компаниями и медорганизациями. Страховщики получат право дополнять обязательства государства, предложив гражданам дополнительные страховые продукты на возмездной основе. В итоге СМО должны стать реальными полноценными покупателями медицинской помощи в интересах пациента.
Как пояснил Сергей Шишкин, этапность перехода к конкурентной модели предполагает, что сначала потребуется повысить устойчивость и обоснованность финансовых параметров системы – тарифов на медицинские услуги, дифференцированных подушевых нормативов, размера субсидий и т.д. Затем, на втором этапе, необходимо будет разделить рисковые и нерисковые компоненты страховой системы. В такой модели чем выше размер страховой премии, тем больше СМО платит за отклонения фактических расходов от плановых. А для этого потребуется участие страховщиков в планировании объемов медицинской помощи на самых ранних стадиях.
Третий этап должен привести к качественному изменению системы медицинского страхования: за счет объединения базовой программы ОМС и дополнительных программ, за счет развития новых форм взаимодействия страховых компаний и поставщиков медицинских услуг, превращения СМО в носителей финансовых рисков.
Наиболее реалистичной стратегией такого перехода может стать формирование рисковой модели в рамках пилотного проекта в одном или нескольких регионах с последующим ее масштабированием, заключил эксперт.