2 октября в рамках фестиваля «АртКино» — специальный показ короткометражного фильма российского режиссера Амины Жаман «Человек кино». На премьеру из США приехал американский актер Джек Димич, сыгравший в этой картине лидера мексиканской революции генерала Панчо Вилья.
Любопытно, что выпускница ГИТИСа-РАТИ Амина Жаман фильмы — а их уже три («Право любить», «Перед завтраком» и «Человек кино») снимает в США. В интервью «Миру Новостей» Амина рассказала о своем профессиональном романе с Америкой.
— Амина, вспомните первый день своего пребывания в США, К кому вы пошли? Что услышали? Первые впечатления? Первый актер, с которым вы познакомились в США?
— В свой первый приезд в 2010 году я сразу же приобрела билет на бродвейское щоу «Sondheim on Sondheim» с одной из моих любимых певиц и актрис Ванессой Уильямс. Постановка была великолепной. А спустя всего неделю пребывания в Нью-Йорке познакомилась с легендой балета Михаилом Барышниковым.
Первый актер, с которым я познакомилась в США, — это Шпэнд Дзани. Он пришел на пробы и вскоре исполнил главную мужскую роль в моем дебютном полнометражном фильме «Право любить». Это уже произошло в 2012 году.
Каждый раз, когда я прилетаю в Нью-Йорк, испытываю те же чувства, что и в свой первый приезд. Это чувство — что я нахожусь в центре, в Мекке искусства. Все улицы и здания Манхэттена знакомы по книгам и фильмам. В гиде никогда не было необходимости. Нельзя не отметить уникальных людей этого города — все творческие, талантливые, открытые к любой культуре. Это те люди, с которыми хочется творить.
— Как вам удалось убедить сына трехкратного обладателя премии «Оскар» Оливера Стоуна — Шона Стоуна сняться в своей короткометражке «Человек кино»? Наверняка, у вас была козырная карта? Как вообще иностранные режиссеры ищут в США актеров для своих проектов?
— Мне не пришлось убеждать Шона. Я предложила ему сняться в фильме по американской классике, сыграть главную роль — типичного американского героя, отправила сценарий, и он ему понравился.
Главным фактором в случае с моими актерами всегда является сильный материал. Важно отметить, что человеческий фактор тоже играет немаловажную роль. Я дружу со всеми актерами из фильма «Человек кино».
До съемок я знала Шона 4 года, писала рецензии на его художественные и документальные фильмы. Мы участвовали в фотопроекте нашего общего друга — Харуна Мехмединовича — под названием «Персона». Кстати, в этой роскошной фотокниге есть и фотографии еще одного американца, который снялся в фильме «Человек кино», — Джека Димича.
Хотя каждый из нас представлен в книге в рамках отдельной фотоистории, в каком-то смысле можно сказать, что наш первый тандем произошел там, а фильм «Человек кино» стал сиквелом «Персоны», только в другом формате — кино.
У меня всегда в запасе есть минимум две козырные карты — это оригинальный сценарий и уважение к коллегам. Поверьте, с таким набором карт рано или поздно вы добьетесь признания в мировом кино. В поисках актеров каждый режиссер идет своим путем. Кто-то ищет по актерской базе данных imdb.com, кто-то по связам, по Facebook, по сайтам актерских агентств. Найти можно любого артиста, самое трудное — встретить своих актеров — тех, с кем захотелось бы поработать вновь.
— С кем их мегазвезд «фабрики грез» вам удалось познакомиться? Легко ли завести разговор, например, с Брэдом Питтом или с Джудом Лоу? Отличаются ли российские звезды от американских?
— С Аль Пачино, сэром Иэном МакКелленом, Юэном МакГрегором, Форестом Уитакером, Брайаном Крэнстоном, — я знакома. С Питтом и Лоу пока лично не знакома, но уверена, что они — простые в общении, приятные люди.
Все вышеперечисленные актеры наделены обаянием. Они — профессионалы своего дела. Для них работа актера не заканчивается последней фразой спектакля или фильма. Они блистательно работают на поклонах, хотя могут и не быть в хороших отношениях с партнерами по сцене, они активно участвуют в промо-акциях каждого своего фильма, так как это — важная часть их работы, от которой зависит их дальнейших успех.
— А наши звезды — Владимир Машков и другие, зачастую ставят условия продюсерам, что не будут давать интервью, и чтобы журналистам к ним близко не подходили. А в Голливуде такое возможно?
— Нет. Заметьте — голливудские актеры известны во всем мире потому, что в США лучший менеджмент и маркетинг кино. К этому американцы пришли не за один день и не за один год.
Уже к 1918 году в Лос-Анджелесе делалось 80 процентов всего мирового кино. Количество плюс качество, помноженное на всемирную рекламу, — вот формула успеха голливудских фильмов.
Стать всемирно известным может любой американский актер. Карьеру же в Голливуде могут сделать лишь избранные актеры — те, кто до мозга костей являются профессионалами своего дела и, в то же время, остаются достойными людьми. Актер — это только профессия.
Великий актер — это сочетания харизмы, интеллекта, трудолюбия, человечности, гуманизма и гения.
Российские звезды отличаются от американских. Это, кстати, очевидно на поклонах в театре. По ним сразу можно понять взаимоотношения артистов в труппе, а так не должно быть. Зачастую они снимаются в кино исключительно из-за денег и после съемок больше не вспоминают о своей работе. Некоторые наши известные актеры напоминают певцов российской эстрады, которые поют то, что сами слушать не будут.
Более того, некоторые российские актеры публично критикуют сериалы и фильмы, в которых снялись. Вот такое критиканство просто невозможно в Голливуде и на американском ТВ. Либо ты гордишься своим фильмом и сериалом и везде его рекламируешь, либо ты просто не участвуешь в нем.
Согласитесь, что это логично. На мой взгляд, вся команда должна верить в сценарий, по которому они снимают фильм. Не веришь — не работай. Только в таком случае можно рассчитывать на успех.
— Американский актер Джек Димич приезжает в Москву, чтобы представить ваш фильм на фестивале «АртКино». Возникает ли интерес у американских артистов, когда они слышат о возможности поработать с российскими режиссерами, актерами? Или, напротив, это вызывает настороженную реакцию?
— Американские актеры и режиссеры всегда рады поработать с талантливыми людьми вне зависимости от их происхождения. В США в любой сфере талант всегда стоит на первом месте. Талант- синоним будущего успеха, а успех — прибыли.
Так как кино в Голливуде — искусство и бизнес одновременно, им просто невыгодно работать с бездарными людьми как в творческом, так и материальном плане. Это ни к чему не приведет. Никакие связи, как в России, семейственность там не прокатит. Никто не будет тратить деньги на бездарность.
Джек Димич — блистательный характерный актер, сыгравший Панчо Вилью в «Человеке кино». Он также сыграл Николу Теслу в театре и кино. Работать с ним — одно удовольствие. Вместе со мной и продюсером Мариной Болотоковой он представит картину московским зрителям. Это будет его первый визит в российскую столицу и, надеемся, далеко не последний. Мы планируем вновь поработать с Джеком в следующем проекте нашей кинокомпании — комедии «ЛоВегаС».
Анжелика Заозерская