Как День народного единства связан с Подмосковьем

Как День народного единства связан с Подмосковьем

Как День народного единства связан с Подмосковьем

Фото: [ Свято-Троицкая Сергиева Лавра/vk.com ]

Как День народного единства связан с Подмосковьем

Четвертого ноября в нашей стране отмечают День народного единства – праздник, установленный в честь освобождения в 1612 году от польско-литовских захватчиков, которые стремились завладеть Москвой. Многие знаковые события тех лет происходили в городах современной Московской области. Копнем в историю вместе с экспертами.

ПОБЕДОНОСНЫЙ ТАНДЕМ

Известно, что на борьбу с захватчиками тогда призвал патриарх Ермоген. Но не только он. С таким же призывом выступил и Троице-Сергиев монастырь.

«По их призыву начали собираться народные ополчения, которые пошли освобождать Москву, – говорит главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров. – К сожалению, сегодня люди мало об этом знают. Но давайте представим, что было тогда… Царя нет, правительства и войска нет, нет казны… Почти полный крах! И здесь собираются народные ополчения».

Одним из главных героев этих событий оказался простой человек по имени Кузьма Минин, который смог повести за собой людей. Но возглавить ополчение отказался, предложив военного – князя Дмитрия Пожарского.

«Это был победоносный тандем, – подчеркнул Лавров. – А ведь это было уже второе ополчение, которое не имело права проиграть. Первое, под руководством Ляпунова, не добилось освобождения».

ПОБЕДИЛИ МЕНЬШИМИ СИЛАМИ

Кстати, Троице-Сергиев монастырь в 1608–1610 годах выдержал 16-месячную осаду интервентов, силы которых во много раз превосходили численность защитников, отмечает гид из Сергиева Посада Ольга Голубева.

«Защитники крепости, которых насчитывалось 2,5 тыс. человек, противостояли 30-тысячному хорошо обученному польскому войску под управлением гетмана Сапеги и пана Лисовского, – говорит Голубева. – Ни обстрел из 63 орудий, ни многочисленные штурмы и подкопы, ни нехватка дров, ни эпидемия, разразившаяся из-за нехватки питьевой воды и большой скученности народа, – ничего не могло поколебать защитников крепости».

Монастырь оставался верным Василию Шуйскому, который занимал тогда русский престол, даже при том, что часть страны и сама Москва были заняты поляками.

ЛЕГЕНДЫ КОЛОМНЫ

А вот с Коломной связана история женской фигуры Смутного времени – Марины Мнишек. Польская дворянка, жена Лжедмитрия I (а затем и Лжедмитрия II). С лета 1611-го по лето 1612 года она жила тут вместе с сыном – ждала отряд атамана Заруцкого, который воевал на стороне поляков. Об этом напоминает коломенский краевед и экскурсовод Михаил Воробьев.

«Заруцкий разграбил город и, по преданию, двинулся дальше – на юг, – говорит Воробьев. – Он был захвачен идеей посадить Маринку на царский престол. В результате Заруцкого повесили. Погиб и сын Мнишек. Что случилось с ней самой, точно неизвестно. Но с ее пребыванием в Коломне связано множество легенд. По одной из них, Мнишек заключили в одну из башен Коломенского кремля, которую даже назвали Маринкиной».

Краевед уточняет: если Коломна признала власть Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, то соседний Зарайск оставался верным царю Василию Шуйскому, ведь воеводой там был Дмитрий Пожарский.

Вера Шарапова

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //