Как отличить поддельное лекарство и куда пожаловаться
Эксперты рассказали, как отличить подделку лекарственного средства не выходя из аптеки.
1
Что подделывают чаще всего
По информации ведущего юриста Европейской Юридической Службы Елены Держиевой, чаще всего подделывают «сезонные» лекарства.
В период осенних и зимних простуд максимально внимательным нужно быть при покупке Колдрекса и его аналогов, летом – лекарств от боли в горле и ангины. Зимой также особым спросом пользуются жаропонижающие средства, препараты против гриппа и, конечно, различные согревающие мази и порошки.
Слишком дорогие лекарства покупают редко, а на копеечных много не заработаешь. Поэтому основную часть подделок составляют лекарства в ценовом сегменте от 200 до 1000 рублей.
В зоне риска и лекарства-дженерики – препараты, которые содержат вещество, сходное с ранее запатентованным. Они как раз и стоят дешевле.
Глава Евразийского подразделения фармкомпании «Босналек» Валентина Бучнева говорит, что чаще всего у Минздрава возникают вопросы к качеству именно дешевых дженериков малоизвестных производителей.
Если вы не уверены в качестве нового дешевого препарата, то лучше возьмите проверенный ранее вариант подороже.
2
Как отличить подделку
Есть «приметы», по которым можно распознать недобросовестного производителя лекарств:
— нарушенная целостность упаковки,
— неровный шрифт,
— орфографические ошибки в инструкции.
Все это непосредственным образом не может влиять на качество препарата, но именно такие «мелочи» позволяют покупателю обнаружить потенциальный фальсификат прямо у окошка фармацевта.
Поэтому в Росздравнадзоре советуют покупателям следующее:
— не отходя от кассы, изучите упаковку препарата, оцените ее качество, шрифт, проверьте наличие орфографических ошибок. Если что-то вас смущает, то лучше попросить другую пачку или вовсе отказаться от покупки;
— если кажется, что привычная упаковка выглядит не так, попросите в аптеке документы, подтверждающие качество препарата. Сотрудники аптеки обязаны предоставить накладную и таможенную декларацию. По номеру и дате декларации на сайте Росздравнадзора можно узнать, зарегистрирован ли данный препарат;
— чтобы развеять сомнения в подлинности препарата, можно обратиться непосредственно к производителю. Его адрес и телефон находится на упаковке препарата, либо на инструкции по применению.
3
Как вернуть лекарство
Несмотря на то, что лекарство является товаром, с его возвратом и обменом на практике возникают сложности. Здесь есть свои тонкости, говорит Елена Держиева.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, лекарства входят в список товаров, не подлежащих возврату. Однако стоит учитывать, что закон регламентирует невозможность покупателя вернуть медикаменты только надлежащего качества. А это значит, что, если речь идет о некачественном товаре, компенсация возможна.
Кроме того, как и при любой сделке купли-продажи на страже интересов покупателя стоит Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Согласно ему, можно вернуть лекарство в аптеку также при условии обнаружения в нем недостатков.
4
Куда жаловаться
В случае сомнений в качестве приобретенных лекарственных препаратов можно обратиться с жалобой в территориальные органы Роспотребнадзова или в Управление Росздравнадзора по г. Москве и Московской области, позвонив на горячую линию: (495) 611-47-74; 8(916)256-76-76.
В территориальном центре по контролю качества при Роспотребнадзоре проверят препарат в специальной испытательной лаборатории. По результатам испытаний оформят протокол.
По материалам РИАМО.