Легендарный дом культуры с уникальными мозаичными панно довели до обрезания

Жители Павловского Посада написали видеообращение к президенту страны

16 лет жители микрорайона Ленский в подмосковном Павловском Посаде ждали, когда же наконец местные власти отремонтируют их Дом культуры. За это время здание некогда знаменитого культурного центра успело существенно обветшать и выглядит теперь, как типичная заброшка. Поэтому администрация города хочет его снести. Но вместе с ним могут быть уничтожены два огромных мозаичных панно, когда-то украшавшие фасад ДК. Чтобы не допустить подобный вандализм, люди обратились за помощью к президенту РФ.

Проект быстровозводимых павильонов, куда хотят перенести мозаики художника Константина Аксенова

Жителей Павловского Посада монументальными мозаиками не удивишь. Город славится не только своими уникальными платками, но и обилием мозаики. Она тут повсюду — украшает фасады домов и внутренние интерьеры зданий. К сожалению, многие из этих работ, которые создавались в 60-70-е годы прошлого века, уже утрачены навсегда, а те, что сохранились, находятся порой в самом плачевном состоянии, как, впрочем, и сами здания, которые они когда-то украшали. Но все равно, благодаря этому художественному наследию советской эпохи Павловский Посад вполне мог бы претендовать на звание арт-галереи под открытым небом.

Но даже на фоне такого мозаичного изобилия два панно художника-монументалиста Константина Аксенова «Знамя борьбы» и «Труд» заметно выделяются. Во-первых, их отличают большие размеры, во-вторых, многослойный сюжет и проработка деталей. Это настоящая монументальная живопись, которая заслуживает уважительно к себе отношения, она должна быть сохранена, говорят знатоки этого вида искусства. Но то, как складывается судьба многострадального ДК имени А.С. Потапова, наводит на мысль, что мозаики, как и здание, обречены.

Мозаичные панно работы художника-монументалиста Константина Аксенова «Знамя борьбы» и «Труд», которые сейчас расположены на ДК имени А.С.Потапова

Дом культуры — имени Алексея Потапова, знаменитого земляка павлово-посадцев, летчика, героя Советского Союза, который погиб в 28 лет, во время прорыва блокады Ленинграда – построил в 1973 году местный камвольный комбинат. Открывала его министр культуры СССР Екатерина Фурцева вместе со звездой советской эстрады Людмилой Зыкиной. Даже этот факт говорит о том, насколько значимым было по тем временам событие, причем не только для города, но и для всей Московской области. ДК действительно был уникальным. Большая площадь здания позволяла объединить под своей крышей огромное количество кружков и секций для детей, работа шла сразу по нескольким направлениям. Впрочем, в его стенах занимались не только пионеры и пенсионеры. Здесь были рады представителям всех возрастных и социальных групп населения. Был прекрасный зрительный зал, а техническому оснащению и вращающейся сцене могли позавидовать даже профессиональные театральные коллективы. Одно крыло здания принадлежало библиотеке, в другом находился спортзал.

«Чтобы понять, что для нас, коренных жителей микрорайона Ленский, значит ДК Потапова, нужно тут вырасти, — говорит пенсионерка Марина Сергеевна. – Среди моих сверстников нет ни одного, кто бы не занимался там чем-нибудь в детстве. Там преподавали хореографию, спортивные танцы, была изостудия, секция технического моделирования. Вся наша культурная жизнь крутилась вокруг ДК. Постоянно артисты из Москвы приезжали с концертами, театры столичные показывали свои премьеры. Мы вообще тогда очень дружно жили: вместе работали на комбинате, а после смены шли в ДК, я и с мужем там на дискотеке познакомилась, и многие мои подруги также нашли своих спутников жизни».

В 2008 году ДК закрыли на реставрацию. Здание было тогда еще крепкое, поэтому жители надеялись, что ремонт пройдет быстро. Но годы шли, а работы так и не начались. За это время там обосновались бомжи и подростки, одни грабили, другие поджигали и громили то, что оставалось от когда-то процветающего культурного очага. В конце концов, стало понятно, что на восстановление здания потребуются немалые средства. И все-таки вплоть до 2021 года надежды на его реконструкцию у людей сохранялись.

«Три года назад этот вопрос взяла на контроль Общественная палата города, и вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Чиновники даже сделали экспертизу здания, заказали новый проект реконструкции, обещали, что ищут нового подрядчика, потому что старый проворовался. Говорили, что после ремонта туда собираются перевести детскую художественную школу, и помещение под галерею нашим местным художникам обещали выделить. Но потом все заглохло, а недавно мы узнали, что администрация собирается снести здание и сделать там, якобы, парковую зону», — рассказывает Ольга Правдина.

С таким поворотом событий люди согласиться не смогли и решили записать видеообращение к президенту РФ. Любопытная деталь: перед этим защитники культурного наследия обращались за помощью в министерство культуры Подмосковья. Но оттуда пришел ответ, что этот вопроск верховной власти «не входит в полномочия ведомства». Вот люди и надеются, что, может быть, хотя бы обращение поможет восстановить легендарный ДК вместе с местной художественной достопримечательностью – двумя парными монументальными мозаиками работы известного советского художника Константина Аксенова.

***

После того, как видеообращение павлово-посадцев к Путину попало в социальные сети, с активистами и представителями Павлово-Посадского отделения ВООПИК встретился глава города Денис Семёнов.

Но ничего утешительного он им не сообщил. По словам чиновника, снос здания неизбежен, далее он показал эскизы быстровозводимых павильонов, которые хотят построить на месте дворца и куда собираются перенести мозаики художника Аксенова.

Однако у членов ВООПИК есть большие сомнения по поводу того, что эти строения окажутся в состоянии выдержать вес монументальных мозаик, тем более имеющих такую большую площадь. «Реализуемость этой идеи заведомо не гарантирована», — говорят присутствовавшие на встрече активисты.

Но даже если этот проект удастся воплотить с технической точки зрения, то с художественной мозаикам будет нанесен невосполнимый вред. Похоже, авторы представленного проекта не понимают разницы между произведением искусства и отделочным керамогранитом.

«Например, чтобы подогнать под форму и размеры быстровозводимого модуля мозаику «Знамя борьбы», им придется отрезать ту часть панно, на которой изображено это самое знамя, а оружие в руках революционера превратится в обрез», — считают защитники культурного наследия из ВООПИК.

Аналогичное обрезание ждет и второе панно «Труд». Здесь работница камвольного комбината держит на поднятых руках полотно, которое символизирует «знамя труда», но оно тоже не вписывается в габариты павильона. То есть в обоих случаях мозаики лишатся ключевого образно-символического смысла, и далее будет уже не столь принципиально, что останется от фигур революционера и работницы.

«Выпадает вся тема Великой Отечественной войны, показанная художником в правом верхнем поле панно «Труд» и воплощенная в рисунках-символах, в том числе орден Красной Звезды – эта государственная награда была присвоена камвольному комбинату за работу в 1941-1945 годах. А от фигуры солдата на этом панно, если судить по представленным эскизам, вообще останутся только ноги. Такой перенос мозаик — это вандализм», — возмущаются и жители, и эксперты ВООПИК.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //