Шкатулка с новогодним секретом

Самое сложное в нашем путешествии — не встать на выезде из Москвы в многокилометровую пробку. В выходные и праздничные дни трафик на Ярославском шоссе очень плотный. Но если вспомнить, как путешествовали наши предки, то это, конечно, пустяки — многие, в том числе и царские особы, шли в Сергиеву обитель пешком, отсюда и название дороги.

фото: Елена Березина

В средневековой Руси в каждой сложной жизненной ситуации было принято просить заступничества у небесных покровителей. А для русских людей первым в ряду божьих помощников стоял преподобный Сергий Радонежский. Вот и шли богомольцы 70 верст в Троицкий монастырь, чтобы поклониться мощам знаменитого святого.

Сейчас путь, на который у наших предков уходило несколько дней, можно совершить всего за 40 минут. Достаточно сесть в комфортабельный пригородный экспресс на Ярославском вокзале, и не успеешь ознакомиться на сайте Welcome.mosreg.ru — благо во всех поездах есть бесплатный wi-fi — со всеми достопримечательностями Сергиева Посада, как ты уже на месте. Но мы торопиться не будем, поедем не спеша, объезжая все пробки по Дмитровскому и Осташковскому шоссе, а заодно посетим интересные достопримечательности на нашем пути.

Наша первая остановка в 25 километрах от МКАД, в усадьбе «Марфино». Ее архитектура разительно отличается от облика других дворянских имений, потому что выполнена в непривычном для нас готическом стиле.

Марфино

Усадебный комплекс — великолепен. Видовых площадок для удачных селфи — множество. Вот замок с остроконечными башенками в окружении тенистых аллей парка, а там горбатые мостики нависают над каскадом прудов, посреди водоемов плывут живописные острова. И у каждого из них свое романтичное название — «Остров любви», «встречи», «ожидания», «расставания». На пристани путешественников встречают статуи грозных грифонов. Кажется, ты находишься вовсе не в Подмосковье, а каким-то чудом перенесся в викторианскую Англию, и сейчас из-за поворота аллеи парка появятся герои Вальтера Скотта.


фото: Елена Березина
Грифон встречает гостей усадьбы на пристани.

Однако с этой усадьбой связаны имена многих выдающихся политических и культурных деятелей России, среди ее владельцев — лучшие боярские и дворянские фамилии. Начинал обустраивать эту подмосковную резиденцию князь Борис Голицын, землю ему там подарил Петр I, так он отблагодарил своего воспитателя.

Потом эстафету преобразований принял другой видный вельможа — Петр Салтыков. Государыня Екатерина сослала его сюда после чумного бунта в Москве, который он не сумел подавить. Опальный князь направил всю свою энергию на строительство родового гнезда. Чудесная Петропавловская церковь — образец безупречного вкуса знаменитого вельможи. Еще с тех времен сохранились два здания в строгом классическом стиле, глядя на них, никогда не поверишь, что там когда-то размещалась барская псарня.

К сожалению, французы в 1812 году сожгли усадьбу дотла. Но после окончания Отечественной войны «Марфино» начал восстанавливать младший из братьев Орловых, он и его наследники Панины (еще один прославленный дворянский род) превратили это подмосковное поместье в настоящий шедевр неоготики. Недаром отечественные кинематографисты так любят роскошные пейзажи и архитектуру Марфина. Здесь снимали многие известные фильмы: «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита» и другие.

Кстати, эта усадьба во все времена считалась очень модным местом у московского бомонда, здесь часто гостил историк Карамзин, поэт Вяземский, баснописец Дмитриев. А в Дарьиной роще крепостные актеры ставили летом спектакли.

Эта красивейшая усадьба избежала разгрома в советское время, ее взял под свое покровительство сын Сталина Василий. В 30-е годы там открыли военный санаторий, который продолжает работать до сих пор. Поэтому проход на территорию усадебного комплекса возможен только по пропускам. Нужно накануне поездки послать по электронной почте на имя главного врача санатория заявку с просьбой о посещении усадьбы, и не забудьте захватить с собой паспорт.

Как добраться: от станции метро «Алтуфьево» на авт. 519 или на электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар, далее авт. 37.

Федоскино

Следующую остановку на пути в Сергиев Посад сделаем в селе Федоскино. Оно знаменито тем, что здесь почти 225 лет назад возникло производство лаковой миниатюры. Федоскинские шкатулки с изображением сказочной Жар-птицы, резвой тройки или девичьего хоровода — это такой же культурный мем России, как матрешка или самовар. Изделия эти в советское время массово шли на экспорт.


фото: Елена Березина
Дом-музей купцов Лукутиных.

Стоили они тогда не очень дорого, и федоскинские сувениры можно было встретить практически в каждой семье. А сейчас цены на них достигают десятки тысяч рублей. Рядовой турист сможет купить в местной сувенирной лавке разве что магнитик с традиционной росписью. Зато в Московском областном музее народных художественных промыслов, который расположен в доме купцов Лукутиных, можно любоваться произведениями прикладного искусства сколько душе угодно. Тут же вам расскажут всю историю этого художественного промысла.

Оказывается, возник он в России совершенно случайно, причем из чисто меркантильных соображений. Русский купец Петр Коробов решил наладить производство лаковых козырьков для армейских фуражек. Оборонные заказы во все времена были делом прибыльным. Однако купец оказался человеком дотошным, он решил вникнуть досконально в суть лакового производства и поехал учиться в Европу. А там он увидел, что можно работать не только на армию. Постепенно предприниматель заинтересовался лаковым производством всерьез и стал выпускать очень модные тогда табакерки, дамские веера, шкатулки. Сначала сюжеты для росписи изделий копировались с западных образцов, но постепенно у федоскинских мастеров сложился свой собственный неповторимый художественный стиль. И уже зарубежные коллекционеры стали охотно приобретать их изделия.

Кстати, изготовление шкатулки из папье-маше — это очень трудоемкое дело. На одну безделицу уходит несколько недель. Сначала специальный картон прессуется и промачивается в льняном масле, затем заготовка сушится, покрывается несколькими слоями лака, и только после этого художник приступает к росписи.

После смерти Коробова фабрика отошла московским купцам Лукутиным, которые владели ей 85 лет, при них федоскинское производство достигло своего расцвета. В мемориальном доме купцов Лукутиных вам покажут, как работали местные мастера до революции и после нее. Вы увидите изящные вещички как для очень богатых клиентов, так и для простых людей.

Шкатулки и табакерки изготавливали на любой вкус и кошелек, поэтому они приносили немалую прибыль владельцам фабрики, но после смерти последнего фабриканта Николая Лукутина его жена закрыла производство, тогда местные мастера решили в 1910 году организовать собственную артель. В этом им помог меценат Савва Морозов. Артель «Федоскино» просуществовала вплоть до 30-х годов прошлого века, пока ее не преобразовали в завод.

Говорят, в советское время на этом предприятии работали все местные жители, но сейчас оно находится в состоянии банкротства. Осталось всего 40 мастеров, из них только шесть работают в цехе, остальные выполняют заказы на дому. Не хотелось бы думать, что производство лаковой миниатюры федоскинских мастеров после 225 лет славы уйдет в небытие.

Как добраться: от метро «Алтуфьево» авт. 271 или электричкой с Савеловского вокзала до Лобни, далее авт. 42.

Жостово

Пока не было канала имени Москвы, из Федоскина в Жостово, где находится еще один художественный промысел Подмосковья — роспись металлических подносов, — можно было дойти пешком. Сейчас нам приходится ехать в объезд, делая большой крюк, но, поверьте, оно того стоит. Посетители музея в Жостово могут не только смотреть, но и творить: взять в руки кисти, краски и почувствовать себя настоящими художниками.


фото: Елена Березина

Жостовский промысел возник одновременно с федоскинским. Однако, в отличие от последнего, производство расписных подносов и сейчас процветает. Возможно, все дело в том, что «Жостово» — это коммерческое предприятие, а «Федоскино» — государственное.

Однако не будем забивать голову скучной экономикой, ведь мы на отдыхе, и нас ждет увлекательное путешествие в мир народного творчества. Возникновением жостовского расписного подноса мы обязаны предприимчивым братьям Вишняковым, которые сначала были крепостными, но, организовав свое дело, быстро пошли в гору и сумели купить себе свободу.

Их мастерские выпускали не только лакированные металлические подносы, но и сухарницы, поддоны, портсигары, чайницы и даже обложки для альбомов. Но самую большую прибыль приносили все-таки подносы — на них в дореволюционной России был огромный спрос. В каждом самом маленьком городке или даже селе тогда обязательно был трактир или чайная, и половые (так раньше называли официантов) бегали от клиента к клиенту, разнося еду и напитки на жостовских подносах. В одном таком заведении общепита их требовалось сразу несколько — от огромных, которые под силу поднять только двум дюжим мужикам, до совсем крошечных, под изящную кофейную чашечку.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Композиция из переплетения цветов, бутонов, листьев и стеблей появляется поэтапно. Сначала художник широкой кистью набрасывает эскиз в центре рабочей поверхности подноса, затем послойно прорабатывает каждую деталь цветов и только в последнюю очередь рисует орнамент по краю подноса.

Жостовским букетам присуща самобытная яркость красок. Однако буйство цветов никогда не нарушает общую гармонию изделия. На традиционном для жостовских живописцев черном фоне очень выигрышно смотрятся красные, синие, зеленые краски, которые используют для выполнения легкого, ажурного цветочного орнамента.

Обо всех этих художественных нюансах вам обязательно расскажут во время мастер-класса, и прежде чем вы возьметесь за кисти, опытный мастер покажет, как нужно расположить цветочную композицию на подносе, укажет на ошибки, подправит неаккуратные мазки краски. Так что к концу занятия у вас получится вполне себе сносное художественное изделие, причем никакого значения не имеет — есть у вас способности к живописи или нет.

Расписанный вами поднос можно будет забрать с собой, однако прежде его нужно будет обжечь в печи, так краски обретут прочность. Кстати, тут же, в музее, можно посмотреть на старинные подносы и убедиться, что роспись на них даже спустя столетие остается такой же яркой и насыщенной.

Как добраться: от Ярославского вокзала на электричке до станции Мытищи, далее авт. 26; или от станции метро «Медведково» на авт. 438.

Троице-Сергиева лавра

И вот наконец мы в конечной точке нашего путешествия — в Троице-Сергиевой лавре. Ежегодно полтора миллиона человек приезжают посмотреть эту православную святыню. Для паломников это прежде всего место духовной силы, они едут поклониться мощам Сергия Радонежского, попросить у почитаемого русского святого молитвенной помощи. Но многие туристы едут также просто посмотреть на шедевр средневекового русского зодчества — недаром же монастырь является объектом всемирного культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.


фото: Елена Березина
Старый уголок Сергиева Посада.

Туристы, впервые попавшие в Сергиев Посад, всегда удивляются средневековой мощи монастырской стены. Ее длина — 1,5 километра, высота — 14 метров, толщина — 6. Это настоящая средневековая крепость, грозная и неприступная.

На территории монастырского комплекса находится 50 зданий. Его архитектурный облик складывался на протяжении четырех веков. Смысловая доминанта монастыря — это Троицкий собор, здесь находятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Любопытная деталь: когда-то к гробу святого можно было приложиться губами, но каждый паломник пытался не только поцеловать святыню, но еще и отщипнуть кусочек на память. В результате останки преподобного пришлось убрать в специальный саркофаг и накрыть его бронированным стеклом — вот к этому теперь и прикладываются верующие. А наполовину съеденный гроб Сергия теперь хранятся в соседнем Успенском храме и тоже защищены от фанатичных посетителей обители специальным колпаком.

Троицкий собор построен на месте первой деревянной церкви, которую расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно в нем находится серебряная рака с мощами Сергия Радонежского. А в чудесно расписанном Успенском соборе покоятся мощи святителя Иннокентия и преподобного Максима Грека. В ризнице можно увидеть знаменитые вышивки русских мастериц, драгоценные потиры, золотой оклад рублевской «Троицы». Обязательно загляните в археологический музей лавры, помимо обширной коллекции исторических экспонатов тут находится еще прекрасное собрание отечественной и зарубежной живописи, которую дарили русским патриархам.


фото: Елена Березина
Успенский собор лавры.

Но не только Троице-Сергиевой лаврой знаменит этот подмосковный город. Взять хотя бы Музей игрушки — второго такого больше нет нигде в мире. А всего на территории Сергиево-Посадского городского округа находится более 250 памятников истории, архитектуры и религии. Далеко не все туристы, приезжающие сюда, настроены исключительно на молитвенный подвиг — многие едут семьями с детьми, просто чтобы хорошо отдохнуть и познакомиться с местными культурными достопримечательностями. Одно из таких знаковых мест — усадьба «Абрамцево». Туда нужно съездить обязательно, причем лучше летом и на весь день.

В Сергиевом Посаде широко развит событийный туризм — здесь проходят различные фестивали. Например, большой популярностью пользуется фестиваль тепловых аэростатов «Небо святого Сергия» или международный форум народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Русская матрешка».

Сейчас в рамках туристического проекта «Зима в Подмосковье» тоже предстоит очень насыщенная событиями культурная программа. Например, со 2 по 7 января в Сергиевом Посаде пройдет уличный театральный фестиваль «Под куполом Рождества». В нем примут участие как местные артисты, так и столичные. А для любителей подледной рыбалки в парке «Скитские пруды» во время новогодних праздников состоятся соревнования на самый удачный улов.

Поэтому, отправляясь в такое увлекательное путешествие, выделите минимум 2 дня, за сутки целостного представления об этом потрясающем городе вы не составите.

Как добраться: на электричке с Ярославского вокзала или на авт. 388 от станции метро «ВДНХ».

ЦИТАТА

Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЕВ:

— Зима — отличное время, чтобы ближе познакомиться с нашим любимым Подмосковьем. В этом году мы вновь открыли проект «Зима в Подмосковье». Каждый наш город стремится показать себя с лучшей стороны, раскрыть свой потенциал. В качестве приоритетных туристических направлений были выбраны 15 муниципалитетов, в их числе Коломна, Сергиев Посад, Одинцово, Волоколамск, Клин и Серпухов. Полная афиша предстоящих событий уже есть на туристическом портале welcome.mosreg.ru. Выбирайте маршруты на свой вкус.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

//
// //