Вторая смена в школах — это большая, серьезная проблема для большинства российских регионов. С каждым годом первоклассников становится все больше, но школ для всех не хватает. О том, как справляются с этой задачей в Подмосковье, «МК» рассказала министр образования Московской области Марина ЗАХАРОВА.
фото: Геннадий Черкасов
— Учитывая размах жилищного строительства в Подмосковье, наверно, в области эта проблема стоит особенно остро.
— Не согласна. В некоторых регионах страны дети учатся даже в три смены. Недаром Президент России поручил ликвидировать сначала третью смену, потом вторую и, наконец, перевести все школы из зданий с плохой инфраструктурой, где нет комфортных условий для обучения, столовой, спортзала, в современные здания. Из 68 муниципальных образований Московской области только в 22 нет второй смены. Но если там начнется строительство жилья без социальных объектов, как это было несколько лет назад, она там тоже появится. 46 муниципалитетов, где дети учатся в две смены, можно разделить на две группы. В первой школ со второй сменой немного, не более 11%, во второй — до 28 процентов.
Фото: mo.mosreg.ru
— Сколько все-таки школ нужно построить в Московской области, чтобы все дети могли учиться в первой половине дня, и почему это вообще так важно, чтобы все учились в первую смену?
— Сначала отвечу на вторую часть вопроса. Для ребенка очень важен режим дня. Когда родители жалуются, что у них гиперактивный ребенок, что он плохо усваивает школьную программу и так далее, нужно в первую очередь смотреть, во сколько он встает утром и ложится вечером спать. Для здоровья школьника необходимо всегда вставать и ложиться в одно время. А сегодня в Подмосковье более 50 тыс. школьников учатся во вторую смену. Эти дети вынуждены приходить вечером из школы и сразу же, не отдохнув, садиться за уроки. Потому что очень многие мамы говорят: пока уроки не сделаешь, спать не пойдешь. Ведь утром родители уйдут на работу и не смогут проконтролировать своего ребенка. Но мало кто из них учитывает тот факт, что мозг ребенка к вечеру устает и уже не способен хорошо работать. Я уже не говорю о том, что ребенок, который постоянно не высыпается, может отставать в развитии, чаще болеть. Дети растут, для них нормальный сон — это жизненная необходимость. Поэтому ликвидировать вторую смену в школах нужно как можно скорее, но чтобы установить для всех учащихся односменный режим, надо построить 230 новых школ.
— Большое строительство. Как вы собираетесь реализовать эту программу?
— Мы этим вопросом занимаемся уже третий год. Сначала проверили, насколько рационально используются помещения в уже действующих школах. Потом занялись возвратом тех школьных зданий, которые в 90-е годы ушли под какие-то другие нужды, не связанные с образованием. Параллельно решали кадровые вопросы. Иногда бывает так: школа работает в две смены только потому, что не хватает учителей. Один и тот же педагог сначала работает в первую смену, а потом во вторую.
— И что вам дала такая оптимизация школьных помещений?
— Удалось найти дополнительно 3,5 тыс. мест в первую смену. Однако за три года количество школьников в Подмосковье увеличилось на 115 тыс. человек. Причем прирост идет не только за счет первоклассников, но и более старших детей, которые переезжают вместе с родителями в микрорайоны-новостройки.
— Не боитесь, что, пока будете строить запланированные 230 школ, количество учащихся вырастет еще в несколько раз и опять образуется дефицит?
— Нет, мы очень детально проработали этот вопрос. Мы взяли прогноз Росстата по количеству первоклассников на несколько лет вперед, посчитали, сколько у нас за это время выпустится старшеклассников, кроме этого проверили все инвестиционные контракты по жилищному строительству и посчитали, сколько может заселиться детей в эти новостройки. В результате получилась цифра, от которой мы отталкивались, когда докладывали губернатору региона Андрею Воробьеву, что Московской области необходимо построить до 2021 года еще 230 школ.
— И тогда со второй сменой будет покончено?
— Да, причем речь идет не только о новом строительстве, в план входят 46 пристроек к уже существующим объектам и реконструкция старых школьных зданий. Кроме того, инвесторы должны построить за свой счет 107 новых школ в микрорайонах-новостройках.
— Раз в ближайшие годы появится столько новых школ, то и педагогов должно быть в несколько раз больше. Как собираетесь решать кадровую проблему?
— В старые учебные заведения нам педагоги не понадобятся. А новые будут введены в строй в 2018–2020 годах. К этому времени наши педагогические вузы обязаны справиться с этой задачей, чтобы в наших школах не было кадрового голода, а сейчас в Московской области такой проблемы нет.
— Большинство школ имеют свой земельный участок, наверно, построить там еще одну новую школу не составит труда, были бы деньги…
— Ошибаетесь, как раз построить новую школу нельзя, потому что санитарные нормы строго регламентируют, какой величины должна быть спортивная площадка около учебного заведения. А вот сделать пристройку на двести-триста мест можно. Мы долго работали с главами муниципалитетов, с Минстроем и Роспотребнадзором, чтобы можно было учесть и оптимальную смету строительства, и требования СНИП. Вся информация собиралась в проектном офисе, который постепенно вырос в Центр бюджетного строительства. И без ложной скромности скажу, что сейчас наш опыт перенимают в других регионах России. Чтобы новая школа была удобной, функциональной и при этом мы могли в смету уложиться, приходится решать на межведомственном уровне огромное количество вопросов, больших и мелких. Строители должны сразу знать, в каких классах какое должно стоять оборудование, сколько детей там будет заниматься, какое требуется освещение. Даже с дверями возникают проблемы. Например, строители предлагают поставить в классах недорогие двери, а мы им объясняем, что если там будет дверь за 2 тыс. руб., то директор школы будет их менять каждый год. И таких вопросов миллион.
фото: Геннадий Черкасов
— Готовясь к сегодняшнему разговору с вами, я посмотрела, где особенно тяжелая ситуация с нехваткой школ. Вот Чеховский район, там построили огромный микрорайон — Губернский, а социальных объектов нет.
— В Чеховском районе за счет областного и муниципального бюджетов построят следующие объекты: в 2017 году открывается школа на 600 мест в Любучанах. Школа уже построена, закончена внутренняя отделка, сейчас закупаем оборудование. Также в 2019 году будет возведена пристройка на 275 мест к уже существующей школе на улице Лопасненской. А в пятом микрорайоне Чехова в 2020 году откроют школу на 450 мест.
Но это еще не все. За счет инвесторов в Чехове будет построено второе здание школы №10 на 550 мест. В поселении Стремиловское, около деревни Большое Петровское, появится школа на 400 мест, а в микрорайоне Олимпийский — пристройка на 375 мест.
— У вас такая подробная информация только по Чеховскому району или по другим муниципалитетам тоже есть?
— Мы разговаривали с каждым главой поселения, а не только района, о том, где какая ситуация со школами. Всю информацию собрали и составили общую дорожную карту по детям.
— В мое время здания школ были типовыми, сейчас так же?
— По требованию ОНФ все школьные здания должны быть типовыми. Главархитектура Московской области разработала типовые проекты на 1100, 825 и 550 мест. Главное требование к проектам — чтобы было не только дешево и красиво, но прежде всего удобно детям. Когда нам говорят, что можно построить школу за 300 миллионов, может, и можно где-нибудь в теплом климате, где нет зимы, но не в Московской области.
— Сколько стоит современная школа?
— Сейчас строили в Подольске школу на 825 мест плюс блок для дополнительного образования на 125 мест, получилось около миллиарда рублей.
— Там есть бассейн?
— Сегодня, согласно требованиям СанПиН, все новые школы должны иметь бассейн и не один спортзал. Причем там четко прописано, какие размеры должны быть у спортзала, для каких видов спорта он предназначен.
— Сильно отличаются современные школы от тех, в которых мы учились в советское время?
— Конечно. Например, в Подмосковье есть школы со стеклянными классами — это школы финской модели. Там нет ничего лишнего, но стены классов, которые выходят в рекреацию, прозрачные. И когда директор идет по коридору, он видит, какой из учителей целый день просидел за своим столом и даже не встал, не подошел к детям. А какой организовал с ними дополнительную, индивидуальную, фронтальную работу, так что у него каждый ребенок был включен в опрос. Хотя если вы хотите оценить качество проекта школьного здания, то нужно смотреть не то, есть ли там бассейн или какой там спортзал, а сколько там туалетов и как они выглядят. Если это туалет на 8–10 человек, ничего хорошего в этой школе нет. А если там туалет на одного человека и есть раковина, то в таком туалете никто не будет курить, хулиганить, он всегда будет использоваться по прямому назначению.
— Есть такие школы?
— Да. В новых школах два разных входа. Нас спрашивают: зачем это нужно, что за роскошь? Просто люди не понимают, что более тысячи детей и взрослых приходят в одно и то же время, они физически не могут пройти одновременно в одни двери. Начальная школа должна иметь свой вход, старшие и средние классы — свой. И гардероб должен быть не в виде допотопной вешалки с крючком, а у каждого ученика — свой шкафчик, куда ребенок сможет убрать все свои вещи. Или хотя бы сделать отдельную раздевалку на класс, а не на всю школу. Опять в качестве примера приведу Финляндию. Там дети могут все вещи оставить в своих ящиках и каждую перемену выходить на улицу, дышать воздухом.
фото: Иван Скрипалев
— Вот еще один вопрос из читательской почты: в Ногинске родители жалуются, что школьные здания давно не ремонтировались и территория вокруг плохо благоустроена.
— В Ногинском районе трудная ситуация. Там все школы очень старые, за 20 лет ни одной новой школы. Серьезных ремонтов тоже не было, делали косметические ремонты, и все. Для Ногинска то, что город включен в областную программу по ликвидации второй смены, большая удача. До 2021 года будут построены три школы за бюджет и две за счет инвесторов.
Но про старые школы, которые построены 40–50 лет назад, тоже нельзя забывать. Нам нужно капитально отремонтировать 247 школ. В следующем году опять пойдем к губернатору просить денег. Потому что у всех детей должны быть одинаковые условия для обучения.
— В социальных сетях идет бурная дискуссия между родителями, которые не смогли записать своих детей-первоклассников в балашихинскую школу №3. Наверно, она очень хорошая, раз все туда хотят попасть?
— Да, гимназия имени И.А.Флерова очень популярна у родителей Балашихи. 1 февраля во всех подмосковных школах открылась запись в первый класс. В соответствии с Законом «Об образовании» за каждой школой закреплена определенная территория. Если ребенок живет в микрорайоне, который относится к школе №3, его должны записать. С 1 июля по 5 сентября на оставшиеся места могут приходить дети, проживающие в других районах. Такое сегодня законодательство. Но хочу заметить, что для первоклассника важно не столько в какую школу он попадет, сколько то, к какому педагогу. В начальной школе очень важно найти хорошего учителя, который сможет мотивировать ребенка, чтобы он хотел учиться. Пусть ваш ребенок не заговорит по-английски с семи-восьми лет, он может даже не знать таблицу умножения… Главное — он будет каждое утро хотеть идти в школу.
— И все-таки как устроить ребенка в желанную школу: устроить его в подготовительный класс или поселиться на закрепленной за школой территории?
— Подготовительные классы не дают права на поступление в конкретную школу. Если за этой школой закреплен детский сад, то в соответствии с законодательством все, кто находится в этом саду, попадают в эту школу.
— Подмосковье всегда славилось высоким уровнем школьной подготовки, большой процент выпускников стабильно поступают в столичные вузы. Как думаете, смогут удержать эту профессиональную марку молодые педагоги, которые в ближайшие годы должны прийти на работу в новые школы?
— Молодежь сейчас охотно идет работать в школу, но молодой педагог имеет массу профессиональных проблем. Он боится родителей, потому что не знает, как с ними разговаривать, комплексует в коллективе опытных преподавателей, не знает, как себя держать с учениками. А все это из-за того, что у студентов сейчас очень мало времени отведено на практику! Они должны успеть поработать в разных классах. Потому что в первом классе ребенок один, в переходном возрасте он совсем другой. У студентов педвузов практика должна быть такая же по времени, как у врачей. Стажировку нужно увеличить до года. За это время выпускник вуза сможет понять, его ли это призвание — педагогика и готов ли он работать всю жизнь в школе.
Цитата
Андрей ВОРОБЬЕВ, губернатор Московской области:
«Задача на этот год – снизить долю учащихся во вторую смену до 5%, а в 2020 году почти полностью решить эту проблему».