Почему беспилотники из наукограда Московской области все чаще заменяют самолеты и вертолеты
В последнее время тема беспилотников у всех на слуху. Мы постоянно слышим, что Россия сильно запоздала с производством этих летательных аппаратов. Но, оказывается, слухи о нашей технической отсталости сильно преувеличены. Десятки отечественных компаний, как государственных, так и частных, уже производят БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Одно из таких предприятий корреспондент «МК» нашел совсем рядом с Москвой — в подмосковном Королёве.
Фото предоставлены компанией «Альбатрос».
Из жизни дронов
«Вот это матрица, форма, куда заливается полимерная смола, два дня она сохнет, воскуется, полируется, красится. А это готовые детали самолета: «тушка» – центральная часть корпуса, консоли», — сотрудники компании «Альбатрос» проводят для меня экскурсию по производственному цеху, где с их помощью рождаются беспилотники самолетного типа.
Производственный цех – громко сказано, в одной комнате бок о бок трудятся и те, кто формует детали самолета, и те, кто оснащает их сложной фото- и видеоаппаратурой. В соседнем помещении – офисные сотрудники, менеджеры, программисты и бухгалтерия работают на аутсорсинге. Коллектив в компании молодой, поэтому, наверно, на спартанские условия никто не жалуется.
Сами они свою продукцию называют гордо «бортами» и объясняют, что с юридической точки зрения между беспилотником и настоящим самолетом (будь это хоть даже "Боинг") большой разницы нет. По закону любой летательный аппарат подлежит регистрации в Росавиации, а те, что весят свыше 30 килограммов, должны к тому же иметь бортовой номер и сертификат летной годности. Кстати, любой гражданин России может арендовать кусок воздушного пространства для полетов, но где попало этого делать нельзя, например, ближайшая к Москве свободная зона для полетов находится рядом с Сергиевым Посадом.
Беспилотники – это не игрушка, говорят мои собеседники, если такая штука упадет на человека или машину с высоты полукилометра, никому мало не покажется, на операторе БПЛА лежит большая ответственность, вплоть до уголовной, в случае серьезного ЧП. Вместе с тем обучают управлению беспилотником очень быстро – 2 недели, и можно приступать, вот такой парадокс.
«За 2 недели можно научить только основным навыкам, а дальше человек нарабатывает опыт сам. Вообще управлять дроном не сложнее, чем ездить на машине, хотя у большинства во время первого запуска руки и ноги дрожат от волнения, может, потому что стоит беспилотник вместе с навесным оборудованием, той же камерой, намного дороже среднего автомобиля», — объясняют ребята.
Самое опасное, как с любым самолетом, это взлет и посадка. В воздухе все проще — единственная нештатная ситуация может возникнуть, если оператор неправильно рассчитал полетное время, и заряд батареи или запас топлива закончится раньше, чем дрон успеет вернуться в точку старта. Еще может пропасть радиосигнал, но даже в этом случае БПЛА не заблудится — весь маршрут и туда, и обратно записан в автопилоте, так что при любой погоде борт найдет дорогу домой.
Вообще семейство дронов – очень разнообразное. Помимо всем известных квадрокоптеров, есть еще беспилотники самолетного типа, «Альбатрос» специализируется как раз на их выпуске, и среди них тоже есть разные виды – электрические, бензиновые, комбинированные. Наконец, есть гибрид коптера и самолета – называется втол (VTOL). Он взлетает и садится вертикально, и ему не нужна ни разгонная полоса, ни катапульта для запуска. У каждого из этих летательных аппаратов свои слабые и сильные качества.
Например, самолеты – самые легкие и ветроустойчивые из всех беспилотников, а значит, их можно использовать при любой погоде, им нужно меньше энергии, они дольше летают, но для них необходимо открытое пространство для взлета, хотя бы метров 30. Запускают их с катапульты – для этого тоже нужно обладать особым мастерством. Большинство аварий как раз происходит при запуске, стоит оператору ошибиться с выбором траектории взлета или перепутать команды «земля/воздух», и борт вместо того чтобы взмыть в небо может уйти в крутое пике, на скорости 60 км/ час от него мало что остается.
Под крылом самолёта
Беспилотники, выпускаемые в Королёве, питаются от аккумулятора, поэтому они абсолютно бесшумные, из-за этого их можно применять, например, для подсчета обитателей заповедника. За один полет можно обследовать огромную территорию — до 20 000 гектаров.
«Эти услуги привязаны к определенному времени года. Например, производить подсчет численности байкальской нерпы можно только весной, пока озеро покрыто льдом, и животные вылезают на поверхность из своих лунок, а летать над реками Дальнего востока нужно в конце лета, когда тихоокеанские лососи заходят нереститься на мелководье. Полученные в ходе полетов материалы фотосъемки обрабатываются ПО на основе искусственного интеллекта. Это намного эффективнее, чем считать животных традиционными методами, и гораздо дешевле, чем применять для этой задачи пилотируемую авиацию», — говорит генеральный директор ООО «Альбатрос» Алексей Флоров.
На самом деле так и есть – например, стоимость одного часа аренды вертолета обойдется заказчику в 270 тыс. рублей, а беспилотника – всего лишь в 50 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
Среди тех, кто регулярно использует беспилотники, — геодезисты и нефтяники, одним нужно качественное изображение местности для картографических работ, другие ищут места аварий трубопроводов и разлива нефти. Услугами беспилотников пользуются также сотрудники различных природоохранных ведомств, им дроны помогают ловить браконьеров. А недавно компания из Королёва получила заказ от "Роскосмоса", после запуска космического корабля «Союз» дроны будут искать обломки ракетоносителя.
Но самые многочисленные заказчики – это фермеры. Оказывается, в сельском хозяйстве уже давно поняли, что применение беспилотников приносит в хозяйстве колоссальный экономический эффект.
В прошлом году «Альбатрос» получил крупный заказ – составить ортофотоплан полей большого агрохозяйства, за полгода они обследовали с воздуха 726 тыс. гектаров пашни. После этого заказчики получили информацию о точной конфигурации своих угодий, и оказалось, что, во-первых, реальная площадь сильно отличается от фактической, во-вторых, есть расхождения в границах, что сразу позволило оптимизировать маршруты сельхозтехники. Но главное, аграрии выяснили, где у них хорошая всхожесть посевов, а где засилье сорняков. Полученные результаты помогли существенно сэкономить на горючем, удобрениях, семенах и гербицидах, кроме того, увеличилась урожайность зерновых на 20%.
Фото предоставлены компанией «Альбатрос».
«В сельском хозяйстве беспилотники используются уже 7 лет, сначала фермеры покупали готовые квадрокоптеры и относились к ним как к модной игрушке. Но когда поняли, какой эффект можно получить от их применения в хозяйстве, стали заказывать дроны специально под свои задачи и цели», — рассказывает коммерческий директор фирмы Никита Мактаз.
Оказывается, дрон — действительно полезная вещь в хозяйстве. Например, разбрасывать удобрения или распылять гербициды с него намного выгоднее, чем с самолета. Во-первых, полетный час стоит дешевле, а во-вторых, беспилотник летает над полем как челнок, методично обрабатывая каждый гектар пашни. Что касается пилота самолета, то тут нельзя исключать человеческий фактор, да и дорого так гонять самолет, горючего сгорит больше, чем стоит сам урожай.
Еще одна очень важная сфера применения беспилотников – это поиск пропавших людей. По словам генерального директора «Альбатроса», один из БПЛА компании был специально оснащен для этих целей.
«Наше устройство сочетает в себе фотоаппарат и микрокомпьютер: бортовой компьютер получает фотографии, а затем обрабатывает их с помощью нейросети. Прибор способен распознавать людей при съемке в любое время суток и при любых погодных условиях, независимо от сложности маршрута. Если на фотографии обнаружены признаки пропавшего человека, то устройство мгновенно передает снимок с точными координатами на наземную станцию. Это позволяет значительно сократить участок поиска и сразу выдвинуться к указанной территории», — рассказывает Алексей Фролов.
Драйверы бизнеса
Подмосковный Королёв – это колыбель отечественной космонавтики, знаменитый наукоград. И вполне оправданно, что именно здесь расположилась молодая компания, занимающаяся инновационными проектами. Например, многие ее сотрудники – это бывшие выпускники местного колледжа, который первым в стране начал готовить операторов беспилотных летательных аппаратов.
Ребята пришли в «Альбатрос» на практику, да так тут и остались. По их словам, здесь интересно работать всем, потому что у любого (работает ли он головой или руками) есть возможность для творчества. Наверное, благодаря этой созидательной атмосфере компания добилась за очень короткий срок ощутимых результатов: производственные обороты год от года растут в арифметической прогрессии, кроме того, есть свои запатентованные разработки, в частности аэродинамическая форма корпуса, которая позволяет увеличить ветроустойчивость борта.
Фото предоставлены компанией «Альбатрос».
Срок производства одного борта – в среднем 3 недели, но это при условии, что на складе есть все комплектующие, а их целых 500 наименований! Еще на сроки влияет то, какое навесное оборудование попросит заказчик. Плюс санкции, влияющие на поставки, и сложные логистические цепочки. Так, спектральная камера идет из Франции сейчас целых 3 месяца, а закупать ее впрок слишком дорого, она стоит почти миллион.
Еще три года назад у компании не было средств, чтобы сделать достаточный запас комплектующих. Поэтому работали с колес, под заказ. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону, обороты выросли, и появилась возможность сделать приличный запас деталей, так что сроки изготовления бортов тоже сократились. Немаловажно и то, что подмосковные власти помогли молодой компании с расширением производственных площадей. На днях предприятие переезжает в помещение в 4 раза больше прежнего.
«Мы провели реконструкцию в технопарке «Королёв», что позволило нашему резиденту, компании «Альбатрос», получить дополнительную площадь и расширить производство своей продукции. Для нас очень важно, что при участии Корпорации развития Московской области в регионе модернизируют и расширяют производственные мощности российские производители высокотехнологичных изделий, использующие инновационное оборудование», — сообщил генеральный директор Корпорации развития Московской области Владимир Слипенькин.
Курс на импортозамещение декларируется в России уже 8 лет. Но в этом году эта тема обрела особое значение. Наша страна оказалась отрезанной от западных технологий, нарушилась логистика поставок грузов из-за рубежа, а многие виды продукции вообще попали под санкции. Мы сейчас как никогда заинтересованы в том, чтобы максимально быстро и эффективно наладить производство высокотехнологичной продукции у себя в стране. О том, как это сделать, ломают головы многие специалисты в различных сферах экономики, поэтому так интересен успешный опыт развития молодой компании из Королёва, которая сумела за 3 года занять свою нишу на рынке беспилотников.
Комментарий заместителя председателя правительства – министра инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерины Зиновьевой:
«В Московской области активно развивается программа импортозамещения. На сегодняшний день в Подмосковье заявлено 123 новых инвестпроекта в этой сфере. Совокупный объем инвестиций по ним превышает 105 млрд рублей. Более того, их реализация позволит дополнительно создать в регионе свыше 14,5 тысячи новых рабочих мест. Почти две трети этих проектов планируется завершить до конца 2023 года, а 8 из них уже реализованы».