Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) под руководством лорда Себастьяна Коэ превращается во все более засекреченную организацию.
Когда боссы ИААФ попытались лишить нашу прыгунью в длину Дарью Клишину права выступить на Олимпиаде, даже маститая CNN не смогла получить от них развернутого комментария, чтобы понять причину этого неожиданного шага.
Напомним, это произошло накануне выступления Клишиной в квалификационных прыжках. Говорилось лишь о полученной некой информации из источников в ВАДА: якобы Клишина попала в список атлетов, чьи допинг-пробы могли быть подменены в 2013 году. Но…
С тех пор спортсменка живет и тренируется в США, где заодно делает карьеру фотомодели. Во Флориде с ней работает и на ней зарабатывает крупнейшее агентство спортивного менеджмента AMG, а личным спонсором стала компания «Найк». Спортсменке были обеспечены наилучшие условия для подготовки под руководством самого опытного американского тренера. Клишина была единственной из россиян, кому разрешили выступить на Играх на основании того, что она живет и тестируется в США.
Но, видимо, ставки оказались предельно высоки, если даже боязливый лорд Коэ решился в последний момент пойти против своего недавнего делового партнера «Найк» и сотрудничающего с ИААФ влиятельного агентства, вложивших в Клишину немалые деньги.
По некоторым данным, на Коэ было оказано давление, заставившее его постараться полностью зачистить соревнования от российских атлетов. Окруживший себя британскими советниками, с которыми он работал еще при подготовке Олимпиады в Лондоне, Коэ фактически отдал международную федерацию под контроль все того же Лондона.
Когда ИААФ разрешила выступить на Играх только Клишиной, в Лондоне рассчитывали, что МОК согласится на ее участие под неким нейтральным флагом. Но когда стало ясно, что она будет представлять Россию, то начали искать повод для ее отстранения. Объяснение, что она тренировалась вне «российской системы», не выдерживало критики.
Лорду пришлось проявлять «принципиальность». Хотя его адвокаты предупреждали, что арбитражный суд не согласится с демаршем ИААФ и не станет устраивать еще один скандал на Олимпиаде. Спортивный арбитражный суд после мучительных затяжных слушаний удовлетворил апелляцию Клишиной и разрешил ей выйти в олимпийский сектор для прыжков.
Впрочем, немалая вина за происходящее лежит и на российском спортивном руководстве. Изначально комиссия Национального олимпийского комитета, которая должна была контролировать выполнение требований ИААФ к нашим легкоатлетам, просто имитировала свою активность.
Не была должным образом реформирована и обновлена Всероссийская федерация легкой атлетики. Причастных к допинг-скандалу тренеров лишь формально отстранили от тренировок. На деле же они негласно продолжали работать со своими подопечными.
Не было проведено ни одного серьезного антидопингового расследования с показательным наказанием всех, кто входил в цепочку его доставки, — от высокопоставленных функционеров до врачей.
Таким образом, у Коэ оказались развязаны руки для того, чтобы похоронить олимпийские надежды наших легкоатлетов. При этом его не волновало то, что в итоге главное наказание понесли «чистые» от допинга спортсмены. Тогда как спортивные функционеры в НОКе, Министерстве спорта и в федерации остались в стороне.
А ведь спортивным чиновникам, как и всем интересующимся допинг-проблемой, прекрасно известно, что, например, анаболические стероиды массово применялись в советском спорте. Об этом знают и наши чемпионы, да и ветеран МОК Виталий Смирнов, по иронии судьбы возглавивший очередную «независимую» комиссию в России по борьбе с допингом.
О том, как это происходило, гласят документы, опубликованные «Нью-Йорк таймс». Их предоставил переехавший пять лет назад к сыну и внукам в Чикаго Григорий Воробьев, почти 30 лет проработавший главным врачом легкоатлетической сборной СССР. Документы касаются 1983 года, когда развернулась подготовка к Играм в Лос-Анджелесе, которые в итоге были пропущены советскими спортсменами. В них приводится план по применению инъекций анаболических стероидов претендентами на олимпийские награды. И хотя это давняя история, но инерция у допинговых интриг, как показывает Олимпиада в Бразилии, долгоиграющая.
Материал подготовили Степан Строев и Николай Иванов
Фото REX/FOTODOM, ТАСС/В. Шарифулин