Акцент на грунте, качественный онлайн-сервис, массовость и пиво.
В 1880 году до рождения Николая Давыденко оставался 101 год, а физкультурные активисты во Франкфурте организовали первый теннисный клуб Германии, запустив цепную реакцию. За следующие два десятка лет по всей стране появились 22 теннисных заведения, в которые с ракетками и надеждами пришли на запись 2,5 тысячи участников.
В 1902 году после традиционного весеннего турнира в Берлине представители всех клубов создали Федерацию тенниса Германии. Уже на следующей неделе в Федерацию вступил десяток новых клубов, а к 1931 году членство оформили более тысячи – это почти 100 тысяч игроков.
В середине XX века просвещенное человечество взялось за ум и попрощалось с оружием, а Федерация тенниса Германии была принята в ITF.
Долгое время система протоколирования теннисных исходов была сложнее, чем тактика Моники Никулеску. После каждого матча игрокам нужно было заполнять бумагу и отправлять ее в теннисный союз соответствующей земли, иначе результаты в Гамбурге не имели бы никакого веса в Мюнхене. Визуальной отдачи при этом не было почти никакой – чтобы узнать свой рейтинг, нужно было или очень хорошо считать, или отправлять официальный запрос в союз и ждать ответа около двух недель. Более того, все 16 земель Германии имели свою оценку успешности теннисиста, что сильно осложняло игрокам выезд на дальние турниры.
В 2012 году Евгений Кафельников написал первый твит, а немецкий теннисный союз ввел единую систему учета результатов в стране. Тогдашний президент теннисного союза Карл-Георг Алтенбург, человек с докторской степенью и опытом работы на рынке IT, привлек специалистов из области информатики, которые создали базу данных национального тенниса. В нее вошла информация по всем активным игрокам-любителям со всей страны. Более того, была создана теннисная социальная сеть, где любой может создать собственный профиль и воплотить теннисную мечту.
Немцы не были бы немцами, если бы не вечное чувство неудовлетворенности в качестве двигателя прогресса. Очередную проблему местного тенниса они увидели в том, что в Германии слишком удобно заниматься другими видами спорта и жить в целом. Ее лучше всех сформулировал бывший президент федерации тенниса Германии Карл-Георг Алтенбург.
» Если человек рождается в месте, где теннис – единственный шанс на успешную жизнь, то его мотивация куда сильнее, чем у человека, рождающегося в стране таких возможностей, как Германия. Немец скорее выберет хорошее образование»
Как порадовать герра Алтенбурга, не опустив уровень жизни в стране? Для начала обязательно нужно вступить в один из теннисных клубов. Например, в земле Нижняя Саксония их 1136, а в Гессене – 736. В деревеньке Бургдорф рядом с Ганновером четыре теннисных клуба на 30 000 человек.
За членство в клубе, как и за все в жизни (кроме просмотра вечерних новостей) нужно платить. Годовой взнос обходится в 200-250 евро; эти деньги позволяют играть на кортах клуба летом сколько влезет. У каждого клуба от 6 до 18 грунтовых кортов, поэтому мест чаще всего хватает. Зимой сложнее: закрытых кортов меньше и за их использование нужно доплачивать. Стороннему человеку корт в зависимости от времени и дня недели будет стоить от 12 до 18 евро в час, членство в клубе дает скидку около 50%. Можно нанять тренера, чьи услуги будут стоить от 10 до 35 евро в час.
Тренером, кстати, можно стать достаточно быстро и самому – необходимо просто закончить 7-дневные курсы. Вам вряд ли тут же дадут талантливого юниора и отправят с ним в тур по США – вместо этого через несколько дней в почтовом ящике вы найдете тренерский сертификат категории A, который позволит набрасывать мячи довольным пенсионерам с высоким уровнем жизни. Денег на этом не заработать, зато при отработке определенных часов вас могут освободить от годового взноса за членство в клубе.
Каждый клуб имеет несколько женских и мужских команд из четырех человек. Эти команды представляют клуб в национальных лигах, где матчи проходят по схожей с Кубком Дэвиса системе: сначала играются четыре одиночных матча, а потом два парных. Всего 6 матчей, причем возможна и ничья 3-3.
После матча принимающая сторона обязана накормить гостей ужином – тогда милый пузатый дядечка выносит мангал, мясо и ящики с пивом. Вечер становится хорошим для игроков обеих команд вне зависимости от результата. Дорогой и элитный спорт немцы сделали доступным – в этом, пожалуй, главное преимущество любительского тенниса в Германии и причина его массовости.
Вытаскивая мангал на лужайку, толстячок кряхтит. Он засыпает много-много углей, а потом аккуратно раскладывает стейки на решетке гриля и нежно поглядывает на пару ящиков пива в теньке. Чуть поодаль сложены теннисные сумки, а протоколы с результатами матчей уже выложены на сайте.
Дядечка может не знать о последних успехах Кольшрайбера. Он даже может не знать о существовании Кольшрайбера. Но он точно знает, что в среду вернется сюда снова, чтобы около полутора часов махать ракеткой иногда попадая по мячу, а на следующих выходных поедет на выездной матч команды сына в соседнюю деревню. Этих засранцев из Бургдорфа давно пора поставить на место – что-то они совсем зазнались, хоть и варят неплохое пиво.
Другие тексты Никиты Щекутина:
Домик в деревне. Как организовать лучшую в истории Олимпиаду и застрелиться
Игра разума. Как студент Гарварда стал главным врагом букмекеров