Пять причин, почему вы зря радуетесь возвращению к старой системе голосования.
Летом Криштиану Роналду праздновал четвертый «Золотой мяч» – даже Антуан Гризманн был не против. Осенью ФИФА и France Football внезапно разошлись – день, когда выяснилось, что лучшего будут выбирать только журналисты, стал праздником посредственностей с шаблонным мышлением. Единственная радость этих людей – официальное завершение грандиознейшего батла между Лео и Криштиану. Роналду может остаться без приза даже в этом году, несмотря на Лигу чемпионов и Евро-2016. Какое счастье.
Трагедия в том, что «Золотой мяч» от France Football уже никому не нужен.
Во-первых, французское издание выбирает лучшего игрока Европы, а не мира. Приз, который вручали совместно с ФИФА, был и почетнее, и универсальнее: при голосовании допускалось, что MLS вырастет в лучшую лигу мира (если отменят лимит на зарплаты), а китайская Суперлига будет котироваться на уровне Примеры (если отменят лимит). Теперь, после возвращения старого формата, никто не сможет сказать, что обладатель Ballon d’Or – лучший на планете. Он будет всего лишь главным на континенте.
Во-вторых, мечтать о призе от сегодняшнего France Football – все равно что мечтать о попадании в основу «Торпедо», потому что там играл Эдуард Стрельцов. В редакции FF 10 человек, а журнальчик давно не резонирует ничем, кроме «Золотого мяча». Приз под брендом L’Équipe (250 человек в штате, ежедневные инсайды, мощнейший сайт) – это солидно, статуэтка от France Football – ерунда. У французских изданий один и тот же владелец: судя по всему, FF содержится исключительно ради Ballon d’Or. Это глупо и консервативно.
В-третьих, без ФИФА у журнала получаются колхозные церемонии. Ниже – видео с вручения «Золотого мяча» Лионелю Месси в 2009-м. Ивент напоминает съемки третьесортного ток-шоу: зрители со всех сторон, невнятные фанфары, стандартная студия. ФИФА организовывала мероприятие иначе – это был настоящий королевский прием с тройкой финалистов и максимальной торжественностью.
В-четвертых, смешно думать, что журналисты проголосуют объективно, потому что смотрят матчи чаще тренеров из Джибути или футболистов из Конго. Те, у кого не было доступа к европейским трансляциям, всегда выбирали Месси или Рона. Сейчас будет наоборот: каждый репортер продемонстрирует, как круто он разбирается в футболе и как отчаянно он прет против мейнстрима. Приготовьтесь, что Лео и Криштиану будут аутсайдерами, ведь голосовать за них – стыдно и банально.
Но главная причина для расстройства в том, что никто никогда не узнает имя человека, который бы отобрал «Золотой мяч» у Лионеля и Криша при схеме с участием ФИФА. Мы верили в гениальных Хави, Иньесту, Рибери и Нойера, но даже они не объяснили миру, почему голосовать надо за них. Мы ворчали на несправедливую и жестокую систему, но все равно ждали, что кто-нибудь сломает ее и обойдет двух минотавров.
Теперь мы не ждем ничего. «Золотой мяч» может достаться кому угодно – от Агуэро до Суареса. Жаль только, что эти достойные парни не справились с миссией в те годы, когда Ballon d’Or действительно давал статус величайшего во вселенной.
Другие тексты Павла Городницкого:
«Слабый футболист, но гениальный бомбардир». Почему Руд ван Нистелрой круче Уэйна Руни
Габонская гадюка. Кто заменит Криштиану Роналду и Карима Бензема в «Реале»