Как в индийской столице отметили осенний праздник — в репортаже ТАСС
Чтобы победить зло, сначала нужно сделать его чучело, а потом сжечь. И тогда оно испугается и на целый год оставит вас в покое. Это прекрасно знают в Северной Индии, и потому каждой осенью на праздник дассера (его еще называют «дашера» и «душера») в городах и деревнях здесь горят чучела царя-демона Раваны и двух его братьев.
Конечно, главное сожжение символа зла происходит в столице Нью-Дели у Красного форта в присутствии премьер-министра и членов правительства – это как в России главная елка в Кремле. Но в каждом квартале индийской столицы сжигают своих демонов. В квартале Ананд Никетан подготовка к празднику начинается рано утром с рассветом. Сквер еще с ночи заперт и только группа парней таскает огромные головы, туловища, руки, ноги и собирает великанов размером с четырехэтажный дом.
«Нас девять человек и каждый год мы делаем мурти («фигуры» – на хинди) таких демонов. Натягиваем бумагу на бамбуковый каркас. Это не работа, это удовольствие», — рассказывает ТАСС глава «демоноделов» по имени Банти.
Исторически дассера – это осенний праздник урожая, но в отличие от Европы, где осенью прощаются с теплом и готовятся к сонной зиме, здесь отмечают начало самого благоприятного сезона. Позади остались жара и дожди, а осень и зима в Индии – самое активное время года. Поэтому дассера – это еще и праздник, когда город приходит в себя после изматывающего лета. Приходят в себя не только люди – боги тоже пробуждаются ото сна и вновь вступают в борьбу с демонами.
Праздник в квартале организует местная благотворительная организация, для которой это главный праздник года. Важная часть праздника – лила, представление по мотивам индийского эпоса Рамаяна. Злой и страшный демон Равана с братьями похитил жену благого правителя Рамы божественную Ситу, и вот Рама со своими братьями и с царем обезьян Хануманом отправляется ее спасать. В итоге Равана убит, Сита освобождена. Современный индуизм считает Раму аватарой Вишну – одного из трех главных индусских божеств, а схватка Рамы с Раваной трактуется как символическая битва добра со злом.
Победить демонов вместе с терроризмом и коррупцией
И Раму, и Равану можно увидеть живыми: самодеятельная труппа дает короткое представление по Рамаяне. История старинная, но современность дает себя знать: с трибуны Равана сообщает, что это он поддерживает террористов в Кашмире и помогает коррупционерам. Рама, естественно, бросает вызов и тем, и другим.
Здоровенный парень Нитин, студент Делийского университета, весьма убедителен в роли царя демонов – он грозно рычит в микрофон и размахивает саблей. С ним все с удовольствием делают селфи. Рама почему-то пользуется меньшей популярностью. Вокруг бегают дети из местной школы, которые представляют бесенят-помощников демона и обезьянок-помощников добрых сил. Иногда их приходится растаскивать – мальчишки готовы подраться по-настоящему.
И вот Ситу похищают, добрые и злые силы вступают в схватку. После не слишком долгого боя Равана убит и отправляется фотографироваться с поклонниками. Рама спасает «божественную супругу», теперь всех ждет кульминация: сожжение демонов.
«Для нас это такая же традиция, как в Европе Рождество с Санта-Клаусом и его оленями. Вы зажигаете елки, а мы сжигаем демонов», — объяснил корреспонденту ТАСС глава благотворительной ассоциации квартала Ананд Никетан Аджай Суд. Ему предстоит особая роль: он должен поджечь фигуры, которые высятся над сквером.
Полицейские отгоняют толпу зрителей подальше, кто-то приносит несколько огнетушителей – на всякий случай. Аджай Суд и еще несколько человек по очереди пускают в демонов символическую стрелу, а потом поджигают обычными зажигалками. Фигуры вспыхивают и взрываются изнутри – оказывается, они начинены петардами и хлопушками. Грохот стоит над всем кварталом – на радость собравшимся зрителям.
Мурти по очереди превращаются в гигантские факелы. Теперь демоны покинули индийскую столицу ровно на год – до следующей дассеры.
Евгений Пахомов, Нью-Дели